Версия сайта для слабовидящих
С юбилеем 100 лет
За взятие юбилея
Адрес: ул. Пионерская, д.20
email: zpk_zaraisk@mail.ru
Тел 8 (49666) 2-43-45

 

                Туристско-краеведческое объединение

как средство развития духовно-нравственного потенциала личности студента  на основе культурно-исторического наследия Родного края.    

Дергачева Татьяна Борисовна                                               

     Социальная адаптация личности начинается с познания и осознания мира, который её окружает. Это люди, факты, события, а также материальные и духовные ценности, созданные поколениями, что чаще именуется «социальной средой» и «социальной действительностью».

     Знакомясь с людьми, анализируя факты и события, а главное, представляя истинную ценность материального и духовного наследия, личность начинает адекватно определять своё место в окружающем пространстве, более того, задумываться над смыслом существования в нём, возможностях его преобразования.

      Наиболее благодатным материалом, на основе которого в полной мере может быть осуществлён процесс адаптации личности, в частности, личности студента – это культурно-историческое наследие Родного края. Выражаясь словами известного зарайского краеведа В.И.Полянчева: «Не оценив истории своего народа, человек не может достойно её продолжить».

   Процесс аккумуляции личности с социальным миром должен проходить целенаправленно, в рамках особой объединяющей и организующей системы. Важным звеном такой системы вполне может быть общественная организация или социальное объединение, созданное на добровольных началах, где личность может себя не только проявить, но и реализовать.

     Прежде всего, это относится к молодёжным социальным объединениям, в которых происходит (что очень важно) процесс становления самой личности.

Так в декабре 2005 года в Зарайском педагогическом колледже было создано туристско-краеведческое объединение, которое призвано было стать главным координатором многоплановой работы преподавателей и студентов с использованием местного материала. Инициатива создания такой организации принадлежала преподавателям общественных дисциплин Дергачёвой Т.Б. и Кузнецовой Е.Б., которые к этому времени уже имели определённый опыт работы с краеведческим материалом.

     Объединение во всех смыслах можно считать разновозрастным, так как в него сразу вошли студенты со всех курсов, главным образом школьно отделения. В качестве основной задачи значилось не только изучение местного материала с целью приобщения студентов к истории родного края и воспитания патриотических чувств по отношению к своей Малой родине, но и формирование у них потребности в педагогическом сотрудничестве в целях разрешения общих проблем, связанных с краеведческим образованием младших школьников.

    В 2008 году туристско-краеведческое объединение становится одним из направлений экспериментальной площадки по проблеме профессиональной социализации личности студента.

     Основными направлениями работы в этом смысле становятся именно те, которые, по мнению его руководителей, могут сформировать и развить профессиональный интерес, а также знания, умения и навыки работы с краеведческим материалом в начальной школе:

  • организация поисковой деятельности, изучение и описание краеведческого материала;
  • изучение культурно-исторических памятников родного края;
  • разработка методических материалов краеведческой направленности для проведения занятий в начальной школе;
  • проведение тематических краеведческих мероприятий в учебном заведении.

     Реализация основных направлений работы туристско-краеведческого объединения тесно связано с использованием современных образовательных технологий, что, несомненно, важно в модернизации образовательного процесса. Это, прежде всего, интерактивные краеведческие занятия, где активную роль в подготовке и проведении играют сами студенты. Среди них: исторический лекторий «Боевое прошлое Родного края. В единстве наша сила. Дмитрий Пожарский», общественный просмотр «Фильмы о Зарайске» (с элементами дискуссионного анализа), музейный практикум «Традиции домостроя на основе купеческого портрета и народного костюма», круглый стол «Краеведение как средство социализации личности студента, будущего педагога» и другие.

     При этом всегда возникает вопрос «исторической правды». И здесь огромную научно-методическую помощь объединению оказывает Зарайский историко-краеведческий музей. Поэтому все эти мероприятия – яркий пример тесного сотрудничества по изучению и использованию местного материала в практической деятельности студентов и преподавателей педагогического колледжа,  научных сотрудников музея «Зарайский Кремль».

     Студенты педагогического колледжа в содружестве с преподавателями и местными краеведами занимаются разработкой туристских маршрутов по родному городу и краю, а так же  в города, близко связанные историческим прошлым с нашим Зарайском. Это, главным образом, экскурсии, многие из которых студенты проводят самостоятельно: по городу («Город старый, город древний», «Улицы города Зарайска», «Памятники города Зарайска»), по памятным местам города («Зарайский Кремль», «Дом-музей А.С.Голубкиной»), выездные экскурсии – в Глебово-Городище Рязанской области на место битвы на реке Воже Дмитрия Донского с монголо-татарами в 1378 году; в музей маршала Советского Союза К.А.Мерецкова в д.Алферьево Зарайского района; в Бабренев монастырь и Кремль города Коломны.

    Большое место в работе туристско-краеведческого объединения занимает проектная деятельность. Студенты – члены объединения разрабатывают методические проекты для начальной школы, тематика которых изначально скоординирована с учебно-воспитательной программой Управления образования Зарайского муниципального района по краеведению. С одной стороны это методические разработки уроков и занятий по краеведческой тематике, которые сами студент используют на всех видах практики в работе с младшими школьниками. С другой стороны – это компьютерные презентации краеведческой направленности,  которые предполагаются в качестве образовательных средств, необходимых для проведения современного урока или занятия.

     Наряду с этим студентами готовятся проекты для участия в областных конкурсах. Так, например, студенткой 4-го курса Буновой Екатериной подготовлен проект по созданию и деятельности туристско-краеведческого объединения к  участию в конкурсе социальных проектов областной программы «Арт-Профи Форум». Положительный опыт участия в подобных конкурсах у студентов нашего объединения уже есть. В 2009-2010 учебном году студентка 3-го курса Шестова Марина получила Диплом II степени  на областном конкурсе мультимедийных презентаций  «ПРОФ-MEDIA» в номинации «Порт-фолио» среди учреждений начального и профессионально образования Московской области, проводимом Государственным образовательным учреждением дополнительного образования детей Московской области – «Центр развития творчества детей и юношества».

   В 2011-2013 гг. наши студенты, члены объединения – постоянные участники Областных конкурсов исследовательских краеведческих работ и проектов: Игнатюк Екатерина в индивидуальной номинации проектно-исследовательская работа по теме «Живой голос истории», Архипова Анна по теме «Создание школьного музея на базе Руновской основной общеобразовательной школы Каширского района Московской области» и другие. Также принимают участие в научно-практической конференции «Идите, научите все народы…», посвящённой Дню славянской письменности и культуры, ежегодно проводимой ГБОУ СПО ЗПК им.В.В.Виноградова.

   В октябре 2014 года в Зарайском педагогическом колледже проводился первый Региональный молодёжный краеведческий слёт «Моё родное Подмосковье», активными участниками которого были члены туристско-краеведческого объединения. В рамках данного мероприятия был представлен проект – научно-методическая разработка студентки 4 курса Архиповой Анны по теме «Методика проведения экскурсии по краеведению как образовательного занятия».

     Проектная деятельность студентов, как нельзя лучше, даёт возможность понять, насколько участие в работе туристско-краеведческого объединения обеспечивает успех процесса социализации личности студента. В одном из таких проектов в качестве ожидаемых результатов мы читаем:

« - накопление знаний, формирование интереса, воспитание чувства уважения, гордости и сопричастности у студентов к историческому прошлому и настоящему своей малой Родины.

  -  развитие профессиональных способностей, умения и навыков методической и научно-практической работы у студентов – будущих педагогов, с краеведческим материалом».

     Сегодня, когда мы подводим основные итоги, необходимо подумать о том, какое ещё направление в работе туристско-краеведческого объединения не нашло своего достойного отражения. И это - духовное краеведение. Прежде всего, потому, что в нашем Зарайском крае, как нигде, много «духовных святынь», заслуживающих внимания не только со стороны православных исследователей, но и поколения юных краеведов, для которых это лучший материал, формирующий их высокие нравственные качества.

     Таким образом, пробуждая интерес, накапливая знания, формируя умения и навыки студентов в работе с местным материалом, мы можем получить главный результат процесса социализации  -  подготовить специалиста, который средствами краеведения, говоря словами зарайского историка В.И.Полянчева, «поможет воспитать уважение к нашим истокам и укрепить мысль о том, что память  - это не только сохранение прошлого, но и забота о будущем».

Библиографический список:

  • http://www.educom.ru/ru/documents/archive/advices.php - Официальный сервер департамента образования города Москвы;
  • http://ru.wikipedia.org - Википедия — свободная энциклопедия;
  • Студеникин М.Т. «Методика преподавания истории в школе», «Владос» М 2006;
  • Артёмов В.В., «История Отечества» Ю.Н.Лубченков, «Академия» М 2008;
  • Поляничев В.И. «Атлас Зарайского района Московской области», «Академия» М 2002;
  • Поляничев В.И. «Зарайская энциклопедия», «Академия» М 2003;
  • Поляничев В.И. «Зарайская Русь»,  «Академия» М 2004;
  • Фонды историко-краеведческого музея «Зарайский Кремль»;
  • Личные архивы зарайского краеведа Боголюбской Г.М.;
  • Суворова Н. , ст. научный сотрудник Института общего    образования Министерства образования РФ, кандидат педагогических наук. Педагогический журнал «Учитель»www.ychitel.com.