О судьбе, о профессии, о смысле жизни…

 

Учитель… Это умный наставник, верный сподвижник, искренний друг, который несет ученику Божий дар – знание. И те педагоги, которые нашли в этом свое призвание, ощутили полноту жизни и обрели душевную гармонию.

Судьба подарила нам встречу со многими такими учителями и в наших школах, где мы учились 9 лет (именно поэтому и выбрали профессию педагога), и в Зарайском педагогическом колледже, теперь филиале ГОУ ВО МО «ГСГУ» в г. Зарайске. Среди них наш классный руководитель и преподаватель русского языка Нина Алексеевна Матвеева – Заслуженный учитель РФ, лауреат премии Губернатора Московской области, которая 40 трудится  в этом учебном заведении. В канун 100-летнего юбилея колледжа мы решили взять интервью у Нины Алексеевны.

- Нина Алексеевна, расскажите немного о себе, о своей юности.

Я  родилась в простой рабочей семье, в которой  родители ценили труд, воспитывали уважение к старшим. Отношение к учителю было в высшей степени благоговейным.

- А кто был Вашим первым учителем? Вы помните его?

Мои воспоминания о зарайской средней школе №1 и первой учительнице  Римме Владимировне  Воробьевой всегда наполнены искренней благодарностью. Помню светлый день 1 сентября 1961 года, школьный двор и тёплую руку учителя, взявшую мою неокрепшую руку, чтобы провести меня и моих одноклассников в первый класс. Помню её красивое синее платье, белый кружевной воротничок и туфли на высоком каблуке. Помню, как она писала нам красными чернилами в наших тетрадках образцы букв и цифр, как неторопливо выводила нам первые оценки. (Да, тогда отметки уже ставили в первом классе.) Но больше всего мне нравилось, как Римма Владимировна проверяла тетради и исправляла ошибки.  Не могу сказать, что она владела, как принято сейчас говорить, какими-то «технологиями», но завораживала сама личность учителя. Я приходила домой, «делала домашнюю работу», а потом составляла список учеников, ставила им оценки (часто они зависели от моего расположения к моему однокласснику) и в отдельной тетради, как в дневнике, делала замечания. Я любила писать красиво и даже соревновалась в этом со своей школьной подругой. Однажды для моего младшего брата я смогла переписать, почти скопировать, всю пропись.

- Наверное, тогда и захотели работать учителем?

 Конечно, тогда выбор моей профессии был предопределен.

- А где учились Вы потом, почему стали работать в училище?

После восьмого класса многие мои одноклассницы пошли учиться в Зарайское педагогическое училище, а я продолжила обучение в школе. Очень хорошо помню, как мы пришли однажды в педагогическое училище на чаепитие с нашими бывшими одноклассниками, которые рассказывали о себе. Помню и то, как было в классе холодно. (Действительно, я узнала намного позже, что в училище плохо работала отопительная система).

 В старших классах увлеклась немецким языком и решила поступать на факультет иностранного языка Коломенского педагогического института.

Два года пролетели незаметно. Уже были получены аттестаты, сданы успешно вступительные экзамены, осталось согласовать в деканате выбор изучения языков. Вдруг открывается дверь деканата филологического факультета, выходит декан этого факультета, называет мою фамилию. Я захожу  в деканат,  и Валерий Иванович Габченко  - декан факультета,  лестно отзывается о моем сочинении и убеждает обучаться именно на филологическом факультете. Представьте моё смятение! Но я была воспитана так, что к советам старших надо прислушиваться, и… согласилась. Стала студенткой филологического факультета и нисколько не жалею об этом.

Судьба распорядилась так, что после окончания института  стала работать в педагогическом училище, сначала лаборантом кабинета русского языка и литературы, а через год - преподавателем филологических дисциплин,   в 1986 году  доверили вести уроки по методике преподавания русского языка в начальной школе. Вот так воедино сплелись в судьбе закономерность и случайность.

- Как Вы думаете, если бы работали в другом образовательном учреждении, смогли бы реализовать свои педагогические способности?

Мне трудно об этом сказать, потому что мне не довелось работать больше нигде, кроме колледжа. А вы знаете, к любой работе надо относиться ответственно, а если перед тобой дети, то в работу надо вкладывать душу, но это не должно быть обязанностью. Кстати, отдавая, получаешь гораздо больше.

- Скажите, а были у Вас наставники в колледже, которые помогали Вам вначале?

Конечно. Когда вспоминаю первые годы работы, то не мыслю их без  умных, талантливых педагогов-коллегах, преподавателях русского языка и литературы. Необыкновенным чувством такта, умением понять трудности обладала Лидия Михайловна Вуколова. Настоящее методическое мастерство отличало Лидию Васильевну Каданцеву, безграничная любовь к русской литературе, русскому языку, принципиальность были основными чертами Афремовой Розалии Сергеевны. Энциклопедические знания и культуру речи демонстрировал Юрий Иванович Орлов. Кстати, именно он поддерживает тесные связи с нами до сих пор, являясь участником Виноградовских чтений. Умные советы всегда давала Татьяна Александровна Троилова, самые тёплые воспоминания оставила так рано ушедшая из жизни Татьяна Фёдоровна Щелкунова. Совсем немного работал в нашей комиссии Валерий Владимирович Мокеев, очень скромный, интеллигентный человек. (Потом он был переведён на высокую должность руководителя района). Когда говорю о своих старших коллегах, то прекрасно понимаю, что рядом со мной были настоящие интеллигенты, красивые, щедрые люди. Не каждому человеку удается встретить таких коллег.

Сколько замечательных мероприятий мы провели вместе со своими коллегами-ровесниками. Это и литературные вечера, устные журналы, конкурсы художественного чтения, творческих и исследовательских  работ, литературно-музыкальные композиции, выпуск литературных газет, радиопередачи, заседания «Малой академии», участие в областных семинарах, конференциях… Разве можно забыть наши Виноградовские чтения. Всего не перечислить. Я очень благодарна за совместную многолетнюю работу Ольге Валентиновне Фроловой, Лидии Васильевне Лифатовой, Марии Сергеевне Гавриловой, Дееву Евгению Евгеньевичу. Совместная работа всегда сближает. Очень эффективной, на мой взгляд, была работа в экспериментальной площадке (2005-2010 г.г), общее руководство которой осуществлял заместитель директора по научно-методической работе Е.Е. Деев.

За последние годы колледж вышел на новый методический уровень, не скрою, нам было трудно, но эти трудности мы смогли достойно преодолеть. И в этом была большая заслуга нашего директора Татьяны Анатольевны Щербаковой. Уже год у нас новый руководитель – Александр Викторович Родионов. Мы верим, что он  сумеет сохранить наши лучшие традиции, и колледж в завтрашний день войдет с новыми достижениями и успехами.

И, разумеется, всегда мы  были рядом с нашими  студентами, красивыми, молодыми и такими разными, ради которых и были все наши дела, уроки, занятия.

- Нина Алексеевна, можно ли сказать, что Ваша жизнь переплелась с жизнью колледжа.

Моя жизнь не просто переплелась с жизнью колледжа, а я просто не мыслю себя без работы. Так же, как и многие другие, называю его родным. Как только переступаю его порог, мне кажется, я становлюсь моложе. Как приятно слышать приветствие студентов, видеть их глаза, чувствовать себя нужной.

- Вот опять Вы говорите о студентах, наверное, ещё и потому, что Вы классный руководитель. У Вас за плечами 9 выпусков.

Мне самой в это трудно поверить. Но я очень хорошо помню все выпуски и желаю всем выпускникам, чтобы они состоялись в своей профессии. Многие из них уже стали победителями конкурса «Учитель года», достигли карьерных высот, сами – мастера. Мне вместе со своими коллегами есть кем гордиться.

Когда они приходят на вечер встречи с выпускниками, то всегда рассказывают о своей работе, об учениках, и я ни разу не слышала от них слов сожаления, что закончили наше учебное заведение.

 - Изменились ли студенты за последние 10 лет?

Меняется время, изменяется жизнь, меняются и люди, конечно, и студенты 21 века отличаются от века 20-го. В них больше стало практичности, смелости, они более раскованные.

Раньше почти не было конкурсов, а сейчас их очень много. И это хорошо, потому что они дают возможность раскрыть способности каждого студента. С большой теплотой вспоминаю Юлю Дунец, которая заняла второе место в областном конкурсе «Педагогический дебют» (2011г.-конкурс проводился первый раз), Юлю Доронину, занявшую третье место в областном конкурсе «Шаг в профессию», наш коллектив «Живое слово».

Хочется, чтобы наши выпускники берегли родной язык, чтобы его богатство и чистоту передали своим ученикам, чтобы с радостью входили в класс и не пожалели о выбранной профессии.

- Что бы Вы пожелали студентам и преподавателям в канун векового  юбилея колледжа?

Мои пожелания самые простые: пусть каждый студент достойно несёт гордое звание Учителя и выпускника Зарайского педагогического колледжа, пусть каждый его день будет наполнен радостью и творчеством, пусть каждый из них помнит истоки. А своим коллегам хочется пожелать простого человеческого счастья, благодарных студентов и успехов! И только вперёд!

Пусть наш родной колледж не стареет, и какие бы ни были перемены, хочется верить, что он ещё долго будет «кузницей» педагогических кадров!

С ЮБИЛЕЕМ,  ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!

 

Анастасия Прокудина, Полина Анисимова,

 студенты 1 Б курса