Версия сайта для слабовидящих
С юбилеем 100 лет
За взятие юбилея
Адрес: ул. Пионерская, д.20
email: zpk_zaraisk@mail.ru
Тел 8 (49666) 2-43-45

       НАШ ПЕДАГОГ

Умна, активна и заразительно оптимистична. Она всегда в движении. Её любят студенты, уважают коллеги, Ею восхищаются окружающие. Но главное Её достижение - это умение вдохновлять своих студентов на множество полезных дел.

Ирина Анатольевна Хорошева – Преподаватель с большой буквы. Нам хотелось пообщаться с ней, понять, как она смотрит на современную жизнь и сегодняшних студентов.

Ирина Анатольевна, расскажите немного о себе и о своей профессии

Родилась я в Зарайске и по сей день живу в моем любимом городе, который я несказанно люблю. Затем училась здесь же в средней школе №2, поступила в музыкальное училище в г. Егорьевске, где получила свою первою профессию учителя музыки в школе. По окончанию училища судьба меня привела в г. Нижний Новгород, тогда он назывался еще Горьким, где я работа 3 года учителем музыки в средней школе №129. Проработав там, я вернулась в Зарайск в силу того что у меня родилась дочь, а потом так и решили со своим супругом остаться в г. Зарайске. Работала я в детском саду № 13, и еще в д. Чулки-Соколово. Работала также музыкальным руководителем. Затем в 1986 г. приглашена была в Зарайский педагогический колледж, тогда педагогическое училище. В колледже я преподавала несколько дисциплин - это ритмика, методика музыкального воспитания, мировая художественная культура, музыкальный инструмент, затем было предложено преподавать методику физического воспитания в дошкольном учреждении, чем я занимаюсь и по сей день. То есть в этом учебном году исполнилось ровно 30 лет, как я пришла работать в наш любимый колледж.

Поздравляем Вас. И сразу же вопрос: Как появилось желание стать учителем? Почему?

Стать учителем появилось желание, когда я пришла в музыкальную школу. На меня повлиял мой первый учитель по фортепьяно (пианино). Мне нравились её уроки, так хорошо со мной она занималась, и я себе сказала, буду как Нина Филаретовна. И я готовила себя, чтобы быть учителем музыки, обучать детей игре на фортепьяно. Но когда я поступила в музыкальное училище в Егорьевске, то во мне что то переломилось… Появилось желание быть хормейстером - дирижером. Там я и получила квалификацию учителя музыки и дирижер детского хора. Занималась с хором в школе, но вот так, чтоб полностью уйти с головой и стать дирижером хормейстером как- то отошло на второй план. И как не странно в колледже открыла в себе еще другую профессию, или даже увлечение, которое со мной уже 24 года - это увлечение танцами( хореографией) . Это вторая моя линия жизни педагог в колледже по многим дисциплинам и хореограф. У меня есть ансамбль, ему скоро будет 25 лет. Образцовый коллектив, хореографический детский ансамбль «Очаровашки - очарование» в г. Зарайске. И вторая моя профессия, я преподаю в детской школе искусств имени А.С. Голубкиной теоретические дисциплины это история хореографического искусства и слушание музыки для детей обучающимся танцам.

Ирина Анатольевна, что из студенческих лет запомнилось Вам больше всего?

Из моих студенческих лет мне запомнились поездки на картошку. По месяцам жили вместе. Это очень сближает коллектив. Очень хорошая группа была, дружная в музыкальном педагогическом училище Егорьевска, но и, конечно же, труд, потому что музыка и игра на инструменте подразумевает колоссальный труд. Это очень трудоемкая профессия - игра на инструменте, поэтому больше всего запомнилось: в 5-6 утра встаешь и отправляешься в училище, чтобы занять класс, чтобы позаниматься перед занятиями - общими и групповыми. Вот это мне больше всего запомнилось. Но и, конечно же, друзья.

- Что Вы считаете самым большим достижением в Вашей учительской практике?

Если брать полностью хореографию и преподавание в целом, то это создание моего детища - образцового хореографического коллектива ансамбля «Очаровашки - очарование», так как благодаря этому я получила звание «Заслуженный работник культуры Московской области». Если брать педагогическое училище, то, наверное, самым значимым для меня - это профессионализм моих студентов. Я горжусь тем, что студенты, мои ученики показывают свой профессионализм (компетентность). Например, в чемпионате Worldskills Russia , когда занимают какие - то места. А ты сидишь и гордишься глядя на своих учеников, и это здорово. Вот это, наверное, и есть пик всего моего педагогического кредо. И плюс, когда тебе студенты говорят «спасибо».

- Ирина Анатольевна, что дает Вам силы работать так плодотворно?

Любовь к профессии. Иногда очень устаешь и думаешь… вот зачем ты эту профессию осваиваешь? Тяжело, трудно. И тут же думаешь, а лучшего и нет! Вот это и есть любовь.

- Как Вы повышаете интерес и мотивацию студентов для активного изучения Вашего предмета?

Я очень требовательный педагог. Но не из-за того требовательный, что я не люблю детей, нет, а опять же из-за того, что я люблю свою профессию. Хочу, чтобы студенты вышли действительно квалифицированными педагогами из стен нашего колледжа, и еще, ведь вы, как наше зеркало, какими вы покажите себя на практике, в своем учреждении и в будущей работе, так будут судить и о нас. Я люблю так говорить: «Я краснею, и мои седины краснеют вместе со мной», когда мне бывает стыдно, когда студент показывает не так себя на практике. Это самое главное. Когда мы готовим вас на практику, чтобы идти к детям. Они же чуткие психологи, они же чувствуют неискренность, и поэтому иногда и принимают вас такими, какие есть на самом деле. И они всё четко понимают.

- Что является Вашим увлечением помимо работы?

Первое увлечение это, конечно же, и увлечение и в тоже время работа - это мои «Очаровашки», это неотъемлемо пока от меня. Это по жизни со мной навсегда. А еще люблю очень путешествовать. Раньше с ребятами «Очаровашками» путешествовали по Европе и даже не один год. Но сейчас я путешествую одна. Каждый отпуск я должна обязательно съездить на море, но в разные места.

- Почему данное увлечение заинтересовывает Вас больше всего?

Это детище и я их, как говорится, породила. Это был 1993 г. осень, до 1993 г. я преподавала ритмику, не только в колледже, но и в базовой школе. И директор предложил мне выступить с какими-нибудь детишками в районом конкурсе. Не было ансамбля в базовой школе. Я взяла 6 маленьких девочек 6-ти леток, тогда это называли нулевой класс, готовила с ними танец. Мы выступили на конкурсе, выступили очень удачно. И уже больше мы не хотели с ними расставаться. Эти 6 девочек про них до сих пор знаю, где они, как они. И могу сказать смело, что многие из них не миновали эту профессию хореограф, в той или иной степени, кто ритмику в школе вел, кто до сих пор хореограф. Они не забываемы, и они нас не забывают.

- В чем заключается Ваша работа со студентами на практике? Какую цель Вы ставите, когда ведете студентов в ДОО? Чему бы хотели их научить?

Цель - вырастить как профессионалов. И очень хорошо, когда на последней конференции, после прохождения преддипломной гос. практики, перед защитой диплома я очень люблю говорить такую фразу: «Это готовый педагог, я горжусь ей». Не о каждом я такое говорю. В каждой подгруппе, обязательно у меня кто- то такой и бывает. То есть человек прошел все компетенции здесь в колледже и как бы завершением этого является преддипломная гос. практика и защита диплома. Сделать профессионала из того, с кем я работаю, конечно же, на практике. Встречая на втором курсе подгруппу, сморишь на них немножко как-то с осторожностью, не знаешь что и от кого ждать, и оцениваешь их по первому впечатлению, и не всегда это первое впечатление продолжается и дальше. Бывает к кому- то излишне быть требовательным, не терплю недостойного отношения к делу. На мой взгляд, практика – это главный предмет, главная дисциплина в нашей образовательной системе колледжа. Потому что этим все заканчивается.

 

- Ирина Анатольевна, как вы думаете, что на Ваш взгляд считается самым трудным в работе учителя?

Для меня самое трудное - мирится с не желанием учится. Это не из-за того, что я не люблю людей, нет, а вот когда изо дня в день, ты видишь, что человек занимает чужое место, вот это для меня самое трудное. Потому что из вас хочется сделать квалифицированных педагогов. Я и к себе такая требовательная. Бывает даже, что мне говорили уже и не раз, что я самоедка. Если я чувствую, что я не права я не постесняюсь извиниться, для меня это не трудно. Но если я не права. А вот если я права, я добиваюсь того, чего я хочу добиться. У студентов только одна обязанность – учится. К сожалению, бывает и наоборот, права знают, но не выполняют. Вот именно с этим для меня мирится трудно. А так все в удовольствие. Когда ты отдаешь то, что у тебя есть, я не жадный человек, я люблю делиться тем, что у меня есть. Мне даже иногда бывает и обидно когда не обращаются , не хотят взять то, что я могу дать.

- Опишите Вашу лучшую педагогическую разработку, или инициативу.

Лучшая педагогическая разработка была такая, когда готовились к чемпионату Worldskills Russia , я решила на себя взять составление конспекта, разработать занятие. Тема была «Космонавтика». Это вот наверно одна из лучших моих разработок. И вот, когда сделали это тематическое занятие с элементами интегрирования на тему «Юные космонавты» и «Школа юных космонавтов». Эти разработки на конкурсе заняли 1 место. И эти же разработки у меня попросил университет Орехово-Зуева для образца студентам. А еще мероприятия. Это было в 2012 г . Тогда Щербакова Т.А., бывший директор, попросила меня подготовить сценарий духовно -нравственного направления. Где рассказывалось о наших героях предках. Начиная с Александра Невского и заканчивая современным юношей, который погиб в Чечне, не позволив с себя снять православный крест. Это было хорошее мероприятие. И еще была научная методическая разработка совместно со студенткой дошкольного отделения, которую отправляли на конкурс, и получила звание лауреата. Тема была «Что в имени в твоем, Зарайск», в нем мы рассказывали и проводили исследование, откуда произошло название нашего города.

- Как Вы общаетесь с Вашими коллегами в педагогическом коллективе и что Вы думаете о своих коллегах?

С коллегами я общаюсь доброжелательно, уважительно. У меня много приятелей в нашем колледже. С Л. В. Рачновой мы очень дружны, все время на связи, с Т.Б. Дергачевой прекраснейшие отношения, и так со многими. У нас очень удивительный педагогический коллектив. Я очень люблю свой коллектив, потому что подводных течений никогда не было, вот я работаю уже 30 лет, и никогда ничего такого плохого не было, все уважают друг друга и по-доброму относятся ко всем. Отзывчивость характерна для нашего коллектива.

- Расскажите о своей семье. Кто из ваших родителей являлся главным авторитетом для вас?

К сожалению, родителей у меня уже нет давно. Конечно же, папа, который является отчимом моим, но я его называю папой, он был авторитетом, участник Великой Отечественной Войны, ветеран, медицинский работник. Он очень много рассказывал о войне. Много он сделал для победы, провоевал практически все годы войны, дошел Венгрии. В Венгрии закончил свой боевой путь, вытаскивал с поля раненых, спасал людей. Мама тоже медицинский работник, фельдшер всю жизнь проработала в нашей больнице. Добрейший души человек была, и когда мама ушла люди, которые ее знали, соседи, которые дружили с ней, они говорили так «Ушла наша сестра милосердия». Любила очень бабушку с дедушкой. Много времени проводила с ними. И когда мне трудно, я мысленно обращаюсь к ним в первую очередь.

- Каким, по вашему мнению, одним из самых лучших моментов в вашей жизни вы бы могли с нами поделиться?

Прежде всего, это рождение дочери. Ну и как не странно рождение дочери перехлестнуло и другое событие - это рождение внучки. Это было что- то! Вот, правда, говорят, детей любят, а внучат больше. Моя внучка - это для меня звезда в небе единственная и неповторимая. А вы знаете, так и было, моя дочь была любимой для моей мамы, у них была необыкновенная дружба, точно так же и у меня с моей внучкой.

- Самый лучший, ценный совет, который вы дали бы своим ученикам?

Любить людей, любить детей. Стараться не помнить зла. Прощать. Забывать все обиды, стараться не помнить, что когда тебя кто-то обидел. Ведь зло помнить - это большой грех.

- Какие мечты детства Вы воплотили в жизнь?

Стала педагогом.

- Ирина Анатольевна, и напоследок Ваши пожелания или слова благодарности коллегам и ученикам…

Я очень рада, что я уже столько лет работаю с таким великолепным коллективом. Это все говорит о том, что здесь нам всем хорошо. Есть такая пословица « Человек ищет, где лучше, а рыба ищет, где глубже», значит здесь хорошо, что люди работают столько лет. За это спасибо, конечно же, нашим педагогам, нашему коллективу, руководству нашему. Сюда идешь, как домой. Когда был юбилей нашего колледжа, я говорила всем спасибо, что я работаю в таком коллективе. Студентам за то, что учат жить, учат жизни, мы тоже у вас учимся, хоть бывает и сложно с вами, но тем не менее иногда обращаемся к вам за помощью, иногда берешь пример, где это необходимо, и вот знаете, собираясь на пенсию идешь и думаешь, по коридору мимо всех аудиторий… а сможешь ли без этих коридоров, аудиторий, мы ведь перед вами, как «театр одного актера», и уже настолько привыкла, что на тебя смотрят 25 пар глаз и слушают, и стараешься, чтоб тебя слушали, слушали, то о чем ты говоришь, - вот эта самая большая благодарность для нас, и самое счастье для педагога. А когда ты даешь и видишь, что человек не принимает это – это больно.

«С Ириной Анатольевной нас связывают не только формальные отношения преподавателя и студентов. Это человек, с которым действительно интересно и не только в урочное время. Она умеет, как говориться, «завести», увлечь человека на дело – нам кажется, что именно в этом заключается высокий уровень результатов её студентов и собственных побед Ирины Анатольевны!»

Елизавета Кочегарова

Елизавета Акимова