ЧТОБЫ ПОМНИЛИ...

Часть III

        МЕЛЬКОВ ИВАН ПЕТРОВИЧ  родился на Урале в старинном городе Ревда Свердловской области в городе медеплавильных заводов Петровских времён, в городе, где живут и трудятся приветливые, добрые люди, гостеприимно приглашающие попариться в баньке, отведать уральских пельменей. Из окна дома, где он жил, видна гора Волчиха, где проложена горнолыжная трасса. Поднявшись на гору, одной ногой ты стоишь в Европе, другой – в Азии. Там проходит эта историческая граница.

      В семье росли две сестры и любимый всеми Ваня. Отец в 1941 году ушёл на войну и не вернулся – погиб, защищая Ленинград. Мать одна воспитывала троих детей.

      После окончания Ревдинской школы Ваня поступил в Свердловский техникум физкультуры и спорта, успешно закончил его, выполнил нормативы мастера спорта по гимнастике и волейболу. Поработав в спортивной школе г. Свердловска,  ушёл служить в Армию.

      «Моя армейская служба сначала проходила в танковых войсках Уральского военного округа в городе Чебаркуль. Неизгладимое впечатление оставило вождение танка Т-55. Имея спортивное образование, я по направлению  стал учиться в военно-медицинской школе, где получил хорошую медицинскую подготовку. Практика в военном госпитале в качестве массажиста и инструктора ЛФК сыграли большую роль в моём становлении как специалиста». (Из интервью И.П. Мелькова газете «За новую жизнь» от 22. 2003 г.).

      Вернувшись из Армии, Иван Петрович уехал повидаться со старшей сестрой в Пермскую область в город Гремячинск и остался там работать в средней школе преподавателем физкультуры.

      Там, в шахтёрском городке, он встретил приехавшую в эту же школу по распределению выпускницу Коломенского пединститута Зою Корешкову. Они полюбили друг друга и через три года, приехав в Зарайск, поженились.

     Тогда в Зарайске открывалось новое здание педагогического училища, был объявлен большой (11 групп) набор. Не хватало учителей. Директор училища Пётр Никитич Степнов вызвал с Урала свою ученицу. Свадьбу играли всем педагогическим коллективом весело, интересно, дружно. Молодую пару тепло и радушно приняли в новую педагогическую семью.

     Вначале Иван Петрович работал преподавателем физического воспитания, руководителем гимнастической секции. С 1968 года был назначен руководителем НВП (начальной военной подготовки). В 1982 году ему было присвоено звание капитана, а в 1990-м  – звание «Военный руководитель-методист».

      В эти годы он получил медицинское образование и заочно окончил биологический факультет Рязанского педагогического института. Иван Петрович обладал большим профессиональным опытом, педагогическим мастерством, постоянно повышал квалификацию. Это – учитель-универсал. Внедрял в работу всё новое, передовое, осваивал методики обучения новых предметов. За годы работы он вёл такие предметы, как анатомия и физиология, основы медицинских знаний, массажа, здоровый образ жизни, основы безопасности жизнедеятельности, основы военной службы, гражданская оборона, регулярно организовывал учения по ГО всего коллектива. Был награждён в 1973 г. знаком «Отличник гражданской обороны СССР».

      Иван Петрович был членом КПСС, всегда добросовестно выполнял все партийные и административные поручения. Являясь членом городского комитета ДОСААФ, он руководил работой этой организации в педучилище, за что в 1977 году ЦК ДОСААФ наградил его  Почётным знаком ДОСААФ СССР (вручал знак трижды Герой Советского Союза А. Покрышкин).

      Помимо уроков,  Иван Петрович вёл большую внеклассную работу: руководил мотокружком, секциями бокса, рукопашного боя, стрельбы. Своим детищем он считал построенный вместе с учащимися в подвале училища стрелковый тир. Эта была «комсомольская стройка». Раньше занятия по стрельбе проводились в городском  тире, в подвале общежития. С вводом в строй тира там стали проводиться соревнования и среди студентов, и среди преподавателей. Самым метким стрелком была Л.С. Филиппова.и

     Но больше всего Иван Петрович запомнился всем спортсменам как тренер волейбольной команды: двадцать лет (с 1967 по 1988 год) ей не было равных – она (хотя состав постоянно менялся) – победитель всех районных, областных, всероссийских соревнований, награждалась грамотами, поездкой на сборы в  Евпаторию. Ивану Петровичу присвоено звание «Лучший тренер по волейболу». О команде и её победах жителей района неоднократно информировала газета «За новую жизнь».

     Особенное внимание Иван Петрович уделял работе по военно-патриотическому воспитанию молодёжи. В училище постоянно проводились встречи с Героями Советского Союза (Борис Ковзан, Виктор Леонов), с участниками Великой Отечественной войны. Он организовывал лыжные агитпробеги, посвящённые Дню Советской Армии.

       Надолго запомнились студентам туристические поездки в города-герои Севастополь, Ленинград, Минск, Брест, сожжённую фашистами деревню Хатынь. По его инициативе и участии вместе с художником Николаем Ивановичем Филипповым был оформлен Зал Памяти в рекреации второго этажа училища. Там хранилась Книга Памяти, куда заносились имена ушедших из жизни работников училища. Сюда привозили капсулы с землёй городов-героев, фотографии, отзывы. По Залу проводилась трогательная интересная экскурсия, подготовленная Т.Ф. Щелкуновой.

     Многие годы в училище существовала традиция – проводить подготовку студентов к работе в пионерских летних лагерях в туристических условиях. Привлекались преподаватели физкультуры, музыки и пения, классные руководители, методисты. Руководил все работой слёта Иван Петрович. Это очень ответственная, трудная работа: надо направить студентов – каждую группу по своему маршруту, разместить в палаточном городке (50 палаток), обеспечить питанием (за это всегда отвечал М.А. Хардин), выполнить программу в течение пяти дней. Никогда не было ни срывов, ни ЧП, было весело, увлекательно, полезно и романтично!

        В трудные 90-е Иван Петрович прошёл обучение на курсах лечебного массажа в  г. Москве, получил диплом и параллельно с учебной деятельностью стал работать массажистом. Очень много пациентов благодарны ему за помощь. Своё мастерство массажиста он передавал и студентам, обучая их факультативно методикам проведения лечебного массажа у дошкольников. Практику под его наблюдением они проходили в детском саду №14. Он увлечённо брался за новые дела, добросовестно и творчески их выполняя. В те годы мечтать о плавательном бассейне в нашем городе никто не мог. А многие дети хотели плавать. Но был бассейн в новой городской бане. Иван Петрович договорился с руководством, ему выделили два свободных дня,  он организовал группы желающих и за полгода обучил их плаванию. А результаты обучения дети летом продемонстрировали на реке Осётр. (Об этом также писала районная газета).

       В походах, поездках, на студенческих вечерах Иван Петрович был заводилой, душой компании. На вечерах, посвящённых женскому празднику 8 Марта, все ждали его выступления. Под аккомпанемент В.А. Осипова он всегда исполнял любимые зрителями «Смуглянку», «Птицу счастья», «Колодец». Он лихо плясал, делая свои знаменитые кульбиты и шпагаты, выступал на сцене с акробатическими этюдами в паре с сыном.

         Иван Петрович вёл и пропагандировал здоровый образ жизни. Его спортивная форма, умение общаться, внимательное, доброжелательное отношение к студентам, к окружающим снискали ему любовь и уважение.

         В 40 лет Иван Петрович стал отцом. Узнав об этом, студенты на уроке НВП, нарушая устав, вместо «Здравия желаем, товарищ капитан!» скандировали: «Поздравляем с рождением сына!». Это было одним из первых и необычных поздравлений.

      Он был замечательным семьянином. Научил сына плавать раньше, чем ходить. В три годика Владик  переплыл Осётр. Научил малыша кататься с высоких гор, водил в походы. Всей семьёй посещали выставки, музеи, театры, стадионы, цирк, выезжали на Урал, на отдых к морю.

       До конца своих дней не упускал из поля зрения увлечения сына, его планы. Очень гордился, что сын окончил институт, получил звание «Мастер спорта по лёгкой атлетике», преуспел в других видах спорта, открыл Рант-студию по бегу. Влад получил музыкальное образование, играет на музыкальных инструментах, пишет стихи и песни. Отец радовался  достижениям сына, огорчался неудачами.

      Дождался внука – Ивана – продолжателя рода Мельковых, который, как две капли воды, похож на отца и деда.

       Ивана Петровича окружали надёжные, верные друзья: семьи Малашенко, Мокеевых, Онипченко, Филипповых, Осиповых, Якушовых. В самые значимые и в самые трудные минуты жизни они были рядом. Не забывали его и педагоги педучилища, и студенты. Ему посвящали песни, романсы, сын создал фильм «Его эпоха». В день своего последнего юбилея он получил от коллектива ЗПУ очень трогательное поздравление.

А вот отрывок из песни 15-летнего сына Владислава  (на мотив песни «Синие береты»)

С днём рожденья, дорогой, с днём рожденья!

Поздравляю я тебя этой песней.

День рожденья – это праздник чудесный!                  

Рады снова мы собраться все вместе.

В раннем детстве ты мечтал стать спортсменом,

И мечта твоя сбылась очень скоро.

А потом ты был учителем в школе               

И женился ты на маме, на Зое.

Для меня всегда ты служишь примером,

В спорте, в дружбе и в порученном деле.

У тебя учусь я мужеству, силе,                                  

Как и ты, быть настоящим мужчиной!

             До своего 75-летия и до золотой свадьбы он не дожил чуть больше года. Очень жаль.

             Светлая память об Иване Петровиче Мелькове  будет жить вечно!

Коллеги, друзья, родные, студенты Зарайского педагогического колледжа

          ТКАЧЕВ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ. «Гуманная педагогика – это педагогика воспитания ребенка, но не детей, это педагогика возвеличивания индивидуальности. Протянем же ей  дружескую руку» - таким видел свое педагогическое кредо преподаватель педагогики и психологии Зарайского педагогического училища Сергей Николаевич Ткачев.

          Он родился 29 августа 1950 года в городе Зарайске Московской области. В 1958 году поступил в 1 класс школы № 5 г.Зарайска. После окончания 8-ми классов в 1966 году поступил в Зарайское педагогическое училище и окончил его в 1970 году. Затем Сергей Николаевич учился на педагогическом  факультете Московского Государственного  педагогического  института имени В.И. Ленина (1970 - 1975гг.). После его окончания был направлен на работу в Зарайское педагогическое училище преподавателем педагогики и психологии.

          Педагог по призванию, он вдумчиво и трепетно относился к своей профессии.  Успешно пропагандировал передовые идеи   педагогики. Гуманную педагогику считал ведущей в деле воспитания детей. Через открытые уроки, выступления с докладами и сообщениями, проведение лекций на курсах повышения квалификации воспитателей дошкольных образовательных учреждений Ткачев С.Н.  успешно делился своими педагогическими идеями с  коллегами. Темы его выступлений всегда были актуальны:  «О проблемах воспитательной работы», «О педагогике сотрудничества», «О практике воспитания в дошкольных учреждениях в странах мира» и т.д. Он часто выступал перед воспитателями города и района с лекциями на темы: «О педагогической системе Монтессори», «Вальдорфская педагогика», «Структура деятельности воспитателя» и т.д.

       Для более глубокого восприятия гуманистической направленности педагогической деятельности разработал и провел со студентами серию классных часов, призванных изменить мировоззрение  студентов. Их темы: «Постарайся себя не терять», «Человек в плену синдромов», «Не назначай себе предела», «Две парадигмы управления собой» и др.  Так складывалось единство учебной и воспитательной работы в его профессиональной педагогической деятельности.

     Много времени Сергей Николаевич уделял исследовательской деятельности.  Так, по воспоминаниям Валентины Петровны Козловой, преподавателя дошкольной педагогики Зарайского педагогического колледжа, Ткачев С.Н. проводил исследование по теме: «Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста». Именно он первым поднял вопрос об обновлении дошкольной педагогики, предложил ввести в педагогику раздел «Социальное развитие детей дошкольного возраста». И даже писал собственный учебник по дошкольной педагогике. Первым в училище Сергей Николаевич ввел лекционно-практическую форму обучения. По отдельным разделам и темам дошкольной педагогики разработал и внедрил в свою педагогическую практику опорные схемы, новую систему опроса студентов; часто использовал на уроках инновационные методики того времени.

      По мнению Валентины Петровны, Сергей Николаевич был преподавателем требовательным, творческим и вдумчивым, методически грамотным, инициативным, использующим современные достижения педагогической науки и практики в своей профессиональной деятельности.

     Он с уважением относился к студентам, опирался на их жизненный и педагогический опыт, был внимательным, дружески настроенным, был для них  не только преподавателем, но и старшим товарищем. Поэтому на государственных экзаменах выпускники, подготовленные Сергеем Николаевичем  Ткачевым, показывали высокий уровень профессиональных знаний и, как сейчас говорят, профессиональных  компетенций.

     Собственное видение педагогической деятельности, педагогические и методические находки, творчество и инновация в преподавании психолого-педагогических дисциплин, написание собственных учебников по личностно-ориентированной педагогике и то передовое, что было в то время, находило отголосок в его профессиональной деятельности. Свое пережитое и передуманное, личное  восприятие жизни и деятельности, профессиональной подготовки  будущих педагогов Сергей Николаевич  выразил в своем поэтическом размышлении:

Тридцать пар глаз о жизни спросили,

Те же глаза мне ложь не простили.

Тридцать пар глаз пронзили насквозь,

Те же глаза обидели вскользь.

             Те же глаза простили мне слабость,

              Теплым дыханьем согрели мне душу.

             Те же глаза, не прожившие старость,

              Мудро простили мне то, что я трушу.

Тридцать пар глаз подарили надежду,

Те же глаза оказались невеждой.

Те же глаза злом наполнились зря –

Тридцать пар глаз обижаю не я.

              Те же глаза, не видавшие горя,

              Мне отвечали на муки слезою.

               Те же глаза, повстречавшись с обманом,

                Правдой горели в великом и малом.

Тридцать пар глаз холодели и грели,

Тридцать пар глаз равнодушно смотрели.

Те же глаза отзывались вниманьем,

Те же глаза темнели в страданье…

                 Тридцать пар глаз о жизни спросили,

                 Те же глаза мне слабость простили.

                 Те же глаза, не прожившие страсть,

                 Мне подарили забытую радость…   (С.Н. Ткачев)

       За годы работы в педагогическом училище Сергей Николаевич был не только преподавателем, но и  заведующим методическим кабинетом дошкольной педагогики и психологии, председателем предметно-цикловой комиссии преподавателей педагогики и психологии, классным руководителем.

      Он принимал активное участие в работе курсов повышения квалификации воспитателей дошкольных учреждений города и района. В 1991-1993 учебном году Сергей Николаевич успешно провел городской семинар по педагогическому общению.

     За большую работу в деле воспитания педагогических кадров Ткачев С.Н. в 1991 году был награжден значком «Отличник народного просвещения».

Татьяна Сергеевна Беляева

               КАЗИМИРОВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА (Артемьева) родилась 11 января 1935 г. в Зарайске. Воспитанием её занимались мама-врач, тётя-врач и тётя-учительница. Наташа выросла интеллигентной, всесторонне развитой личностью, трудолюбивым человеком, которого  многое интересовало в жизни.

      Сначала училась в Кондратьевской  школе – это была базовая школа при педагогическом училище, потом в средней школе №1, затем обучение было продолжено на физико-математическом факультете Московского областного педагогического института им. Н. К. Крупской, который закончила с отличием,  получив  специальность  учителя математики и физики.

        Педагогическую деятельность Наталья Николаевна начала  в Луховицком районе в школе совхоза «Красная Пойма» учителем физики. Выйдя замуж, уехала с мужем в Удмурдию, где работала преподавателем физики. В 1961 году с семьёй переехала в Зарайск и поступила работать в Зарайское педучилище преподавателем математических дисциплин.

      Всегда тактичная, она отличалась от других коллег умением выслушать до конца, вовремя дать мудрый совет. Со своими близкими людьми, друзьями она была открытой и искренней. Воспитала прекрасных детей: сына и дочь, передав им своё природное благородство, жизненную мудрость, умение видеть в людях  лучшие стороны.

    Наталья Николаевна была преподавателем, прекрасно знающим математику, опытным методистом, человеком  большой эрудиции, много труда и знаний она вкладывала в подготовку учителей начальных классов. Её уроки  отличались высоким научным и методическим уровнем, всегда были чёткие, строго логичные.

      У своих студентов Наталья Николаевна пользовалась большим авторитетом, умела весело и интересно организовать работу в группах. Несколько лет была классным руководителем.

     В 1986 году ушла на заслуженный отдых. Очень любила свой дом, сад, огород. Занималась выращиванием различных видов цветов. С радостью делилась с друзьями новыми видами растений, а рассказывала о них так, что можно было заслушаться. Её большая семья: дети, внуки, их друзья - любили собираться в доме на Кремлёвском Спуске, а Наталью Николаевну называли «наша кремлёвская бабушка».

     Память  о Наталье Николаевне как о неординарном, добром, готовом разделить   горе и радость человеке, навсегда останется в сердцах её друзей,  студентов и коллег.

Надежда Дмитриевна Халява