Версия сайта для слабовидящих
С юбилеем 100 лет
За взятие юбилея
Адрес: ул. Пионерская, д.20
email: zpk_zaraisk@mail.ru
Тел 8 (49666) 2-43-45

ЧТОБЫ  ПОМНИЛИ...

ЧАСТЬ II

 Бесспорно, жизнь людская быстротечна,

 Но путь в бессмертье есть, мой дорогой.

В святые лезть не следует, конечно,

 Но так живи, чтоб, может быть, навечно

 Остаться в памяти людской.

       КОЗИН ВИКТОР ПЕТРОВИЧ… Несколько поколений выпускников Зарайского педагогического училища воспитано этим умным, талантливым преподавателем.

         Виктор Петрович родился в 1937 году в деревне Нижняя Студёновка Сердобольского района Пензенской  области.

     В 1951 году закончил Долгоруковскую семилетнюю школу. После учёбы в  Белинском педагогическом училище, Московском городском педагогическом институте им. Потёмкина  был направлен на работу в Пензенское педагогическое училище. С 1960г. по 1962 г. служил в рядах Советской Армии,  а после мобилизации получил направление в Салехардское педучилище Тюменской области. Хочется вспомнить и его участие в освоении целинных земель, за что он был награжден медалью.

        С 1965 года Виктор Петрович работал преподавателем педагогики и психологии в Зарайском педучилище, возглавлял методическую комиссию преподавателей педагогики,  являлся руководителем педагогической практики.

      Виктор Петрович обладал энциклопедическими знаниями из разных областей наук, был человеком энергичным, трудолюбивым, постоянно  занимался самообразованием и совершенствовал своё педагогическое мастерство. Его методические уроки всегда получали высокую оценку участников областных и республиканских семинаров, вызывали глубокий интерес у студентов и преподавателей педучилища.

       Вот как об этом вспоминали его воспитанники, будущие учителя:

       «На каждом уроке мы попадали в мир «дущи» человека, учились видеть и понимать её».

       «Виктор Петрович – человек–энциклопедия. Ни один вопрос не оставался без ответа. Он обладал прекрасным чувством юмора, с ним приятно и легко было общаться. Он учил нас любить людей».

       Его знали и ждали на предприятиях города, в совхозах, школах  как активного лектора общества «Знание». За успехи в воспитании будущих учителей, за активное участие в лекционной пропаганде он награждён Почётными грамотами Министерства просвещения СССР, Обкома профсоюза, общества «Знание».

          Его жизнь пролетела как одно мгновение. 22 июня 1987 года на пятидесятом году жизни  он скоропостижно ушёл из жизни.

          Светлая память о незаурядной личности, выдающемся педагоге и наставнике Викторе Петровиче Козине  навсегда осталась в сердцах выпускников и его коллег.

Корнышева Галина Владимировна

Учитель…

                                                         Сколько надо любви и огня,

                                                              Чтобы слушали, чтобы верили,

                                                            Чтобы помнили люди тебя…

       ЩЕЛКУНОВА ТАТЬЯНА ФЕДОРОВНА. Многие жители Зарайска с большим чувством благодарности вспоминают Татьяну Фёдоровну Щелкунову. 13 лет она проработала после окончания филологического факультета Коломенского педагогического института учителем русского языка и литературы в школе № 5, а с 1978 г. по 1993 г. работала преподавателем филологических дисциплин Зарайского педагогического училища.

         Трудно поверить, что её нет с нами уже 23 года. Как талантливый педагог, творческая личность Татьяна Фёдоровна оставила яркий след в истории нашего учебного заведения.  Открытая, искренняя, неравнодушная, она умела расположить к себе студентов, коллег, родителей. В ней гармонично сочеталась большая требовательность с безграничной добротой, стремление помочь, выручить с бескомпромиссной принципиальностью. Её помощь всегда была действенной, она помогала коллегам и студентам решить не только «рабочие», но и житейские вопросы. Могла понять и простить ошибки житейской неопытности, но не прощала лукавства, хитрости, предательства, серые широко распахнутые глаза видели человека насквозь.

         Её уроки были не только грамотными, интересными, но прежде всего – высоконравственными. Татьяна Фёдоровна постоянно напоминала студентам, что они как будущие учителя не имеют права на ошибку. Она всегда стремилась сделать занятия нестандартными, применяла различные, как говорят сейчас, технологии. Имея большой опыт работы, она не стеснялась советоваться с коллегами, сама делилась методическими находками, проводила открытые уроки. На занятиях детской литературы показывала приемы анализа произведений в начальной школе, на уроках русского языка часто применяла обучение на единой тематической основе, изучение литературы служило основой формирования моральных ценностей. С каким интересом она вела уроки по творчеству Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, Роберта Рождественского! Её слово было эмоциональным, выразительным, запоминающимся на всю жизнь.

        К каждому уроку тщательно подбирала дидактический материал, а студенты готовили наглядные пособия. Татьяна Фёдоровна стремительно входила в аудиторию, а за ней шли дежурные студенты с журналами, книгами, тетрадями, плакатами.  Её одобрение окрыляло студентов, а строгие замечания не давали возможности им недобросовестно готовиться к занятиям.

         Татьяна Фёдоровна принимала активное участие в общественной работе: возглавляла «Школу молодого лектора», вместе со студентами готовила и проводила лекции среди студентов училища. Запомнились и лекции-экскурсии по залу памяти училища, по экспонатам училищного музея, лекции о «Слове о полку Игореве», литературная композиция «У войны не женское лицо…».

         Каждый год для студентов организовывала экскурсии, например, в города-герои Волгоград, Минск; навсегда остались в памяти экскурсии по Прибалтике, Подмосковью. Татьяна Фёдоровна любила театры Москвы и эту любовь передавала студентам.

         Ежегодно на вечере встречи выпускники благодарно вспоминают Щелкунову Татьяну Фёдоровну, многие из них стали учителями русского языка и литературы именно потому,  что в их жизни был этот замечательный педагог.

         Светлая память об этом удивительном преподавателе навсегда осталась и в сердцах коллег Зарайского педагогического колледжа.

Нина Алексеевна Матвеева

      МАЛОВА  НАДЕЖДА  ГРИГОРЬЕВНА.    Воспоминания Каданцевой Лидии Васильевны, преподавателя Зарайского педучилища (училась в Зарайском педучилище с 1952 по 1956год).

       Малова Надежда Григорьевна начала работать в Зарайском педучилище в 30-е годы. Надежда Григорьевна преподавала в нашем классе с первого курса русский язык, литературу, потом стала вести методику русского языка. Сейчас трудно вспомнить особенности её преподавания, отметить какие-либо детали, т.к. прошло с той поры около трёх десятков лет, но что-то особенно яркое, впечатляющее память удерживает.

     Учителя, говорят, узнаешь по внешнему виду, манерам. Весь внешний облик Надежды Григорьевны соответствовал её профессии. Строгость и аккуратность в одежде: одевалась во что-то тёмное (костюм, платье) и обязательно с белым воротничком или в белой кофточке. Ничего «лишнего» - брошек, бус. Гладко зачесанные назад с прямым «в струнку» пробором седые волосы, собранные сзади в пучок.  Глаза строгие, через сильные очки кажутся большими и всевидящими.  Осанка прямая, как у многих с хорошими манерами людей, походка спокойная, неторопливая, голос негромкий, твёрдый.

      Я не помню, чтобы Надежда Григорьевна когда-либо на уроке повысила голос, прикрикнула на какого-нибудь непослушника, «лентяя» (а ведь были такие!). Но мы, ученики,  улавливали в её голосе и одобрение, и осуждение.  «Скачкова, Вы сегодня хуже ответили, чем могли», - размеренным голосом скажет она, и этого было достаточно, чтобы я заливалась краской и, пристыжённая, садилась за парту.

      Сейчас мне трудно оценить уроки Надежды Григорьевны с методической точки зрения: ученики не вникают в работу преподавателей, они знают одно: у одного учителя можно не учить уроков, а у другого - не учить нельзя. У Надежды Григорьевны нельзя было не учить. Каким-то шестым чувством она выявляла «лентяя» и заставляла его работать.

      Уроки проходили интересно, хотя и традиционно: опрос, рассказ учителя, закрепление.  Я не помню каких-либо особых приёмов обучения, каких за последнее время появилось много, но материал мы знали хорошо. В классе, в котором  я училась, было более 2\3учащихся- «хорошистов» и несколько отличников и в этом, конечно, заслуга учителей, в том числе и Н.Г.Маловой.

      В наши дни учителя стали, если можно так выразиться, заземлённые. Нет такого благоговения ученика перед учителем, которое испытывали прежде. Чувства учителя, его личная жизнь были скрыты от учеников. Внутренний мир Надежды Григорьевны тоже был скрыт о нас. Лишь по отдельным репликам мы могли судить,  что она любит Толстого, осуждает С.Есенина, предпочитает Н.Некрасова, В Маяковского.

     Нас очень интересовало, как  живёт Надежда Григорьевна вне школы. Однажды, когда мы, группа девушек, пришли к ней домой навестить её во время болезни, она обрадовалась, предложила нам чаю, но мы отказались, мы «не смели» пить чай у учителя. На стене в её тесной комнатке мы увидели портрет очень красивой девушки, снятой в вполоборота. Мы осмелились спросить: кто это?  Она, довольная произведённым эффектом, не без гордости сказала: «Да это я». Тогда же она рассказала, как болела крупозным воспалением лёгких, как чуть не умерла и во время кризиса сама себе приказала и  твердила почти в беспамятстве: «Я не должна умереть», - и… не умерла. Этот рассказ произвёл на нас очень сильное впечатление. Мы потом рассказали об этом своим подругам. Это ещё больше повысило авторитет Надежды Григорьевны.

      Надежда Григорьевна ко всем своим ученикам относилась ровно, не деля на «любимчиков» и «нелюбимчиков». Но в этом отношении не было равнодушия и бесстрастия. Она просто умела скрывать свои симпатии. Я вспоминаю, как мы, ученики 2 курса, передавали из уст в уста весть: Надежда Григорьевна сама! принесла на выпускной живую красную розу и приколола её на платье любимой ученице выпускнице Н.Сорокиной, поздравив её с окончанием училища и получением диплома с отличием.

     За свой добросовестный многолетний труд Н.Г.Малова получила звание Заслуженного учителя школы РСФСР.  После она работала ещё несколько лет, но я уже училась в Вузе.

    Я окончила училище в 1956 году, в моём дипломе есть несколько подписей тех учителей, которые дали мне путёвку в жизнь, среди них – Н.Г.Малова, которую я вспоминаю с особой благодарностью.

          АРИСТОВА НАДЕЖДА ИВАНОВНА родилась в городе Зарайске. В 1956 году закончила Рязанский педагогический институт по специальности «учитель немецкого языка». Затем Надежда Ивановна работала учителем в одной из школ Зарайского района. С 1956 года по 1959 год она трудилась в средней школе № 5 г. Зарайска и руководила городским методическим объединением учителей немецкого языка. В 1965 году поступила на работу в Зарайское педагогическое училище.

       Надежда Ивановна проработала в нашем учебном заведении 22 года – с 1965 по 1987 гг. Как много стоит за этими двумя десятилетиями! Сколько классов, уроков, тетрадей, классных часов! Сколько встреч, экскурсий, переживаний, радостей вместила долгая учительская работа!

       Общий педагогический стаж Надежды Ивановны составил тридцать один год. Это был ежедневный добросовестный труд,   честное исполнение своих обязанностей.

    Коллеги, присутствовавшие на ее уроках, отмечали требовательность Надежды Ивановны, логичность и продуманность ее занятий, грамотное техническое оснащение учебного процесса. Атмосфера на уроках была всегда доброжелательной, можно сказать,  дружелюбной. Она много работала над совершенствованием  своих знаний и педагогического мастерства. В течение нескольких лет Надежда Ивановна была заведующей кабинетом иностранного языка, многое сделала для его оснащения и оформления. Надежда Ивановна проводила большую общественную работу как член профкома работников педагогического училища.

      Для нескольких поколений студентов была классным руководителем, добрым и терпеливым наставником, охотно помогала коллегам, к ней было легко и просто обратиться за советом и помощью. 

      За годы своей работы Надежда Ивановна была награждена почетной грамотой Обкома профсоюза,  почетной грамотой администрации училища, почетной грамотой Главного управления народного образования Московской области за плодотворную работу по воспитанию и обучению учащихся.

      Добрые, светлые воспоминания об Аристовой Надежде Ивановне навсегда останутся в памяти многих выпускников и коллег.

Анна Александровна Коновалова 

Низкий поклон

         Искусству принадлежит особая роль в жизни человека. Благодаря ему,  каждый наш день наполняется высоким смыслом, становится ярче, интереснее и насыщенней.  В разное время в Зарайском педагогическом колледже (училище) работали преподаватели, которые своим трудом обеспечивали создание, накопление и трансляцию  художественного  опыта и эстетических ценностей в своих учениках. Здесь работали высококвалифицированные педагоги, с глубокими знаниями, обладающие творческими способностями и лидерскими качествами. Их бесценный опыт позволил нам прийти к новым формам и методам работы сегодня.

            С большой благодарностью мы вспоминаем Гурову Е.Г., Аникеева И.П., Блинова Ю.В., Филиппову Л.С., Марковскую Л.М.

          Вот как пишет в своих воспоминаниях Филиппов Н.И. о своем наставнике Аникееве И.П. «Конечно же, наши старшие и опытные коллеги подсказывали нам, как правильно составлять уроки, как общаться с учащимися, как и какими наглядными пособиями пользоваться из  кабинета изобразительного искусства. Заведующим кабинетом был как раз преподаватель Иван Петрович Аникеев, отличительной чертой которого была аккуратность: каждый предмет имел свое место на полках или стеллажах,  его легко можно было найти и удобно пользоваться. Педагоги района по изобразительному искусству всегда брали за образец оснащение кабинета изобразительного искусства. Иван Петрович ставил нам задачу: надо писать, рисовать с натуры, надо проявлять себя как творческую личность – это вам поможет  в педагогической деятельности, и вы будете расти как художники и  представлять цвет Зарайской художественной интеллигенции. Имея такое образование, вы обязательно должны стать художниками со своим творческим лицом и воспитывать подрастающее поколение».  (Газета «За новую жизнь», 4 сентября 2008г.)

         Иван Петрович Аникеев - художник-педагог,  работал в педагогическом училище с 1964 по 1978 год преподавателем изобразительного искусства и методики его преподавания. Человек,  влюбленный в природу Зарайского края. Сколько этюдов Кремля и улочек родного города написал он! Скольким помог увидеть его красоту и научил передавать ее на полотне! Прошедший фашистский плен, он ценил каждую минуту мирного времени. Радовался удачам своих учеников и, оберегая их успехи, предостерегал, что путь творчества - сложен и тернист.

         Юрий Васильевич Блинов проработал в Зарайском педагогическом училище преподавателем изобразительного искусства труда и  трудового обучения с1964 г.  по 1989 г. Увлеченный своей работой, Юрий Васильевич принимал активное участие в работе  методической предметной комиссии, постоянно работал над повышением уровня своего мастерства: писал этюды, композиции в манере Палехской живописи, был постоянным участником выставок самодеятельных художников. Активно участвовал в общественной жизни педагогического колледжа, печатался в районной газете «За новую жизнь».

       Лариса Степановна Филиппова работала в педагогическом колледже с 1967 года (сразу после окончания художественно-графического факультета МГПИ им. В.И. Ленина ) по 2001 год преподавателем изобразительного искусства и методики его преподавания. На её уроках всегда царила добрая рабочая обстановка, было полное взаимопонимание между преподавателем и студентами.  На протяжении ряда лет Филиппова Л.С. вела кружок рисования, целью которого было повышение профессиональных знаний и умений учащихся. Результаты работы кружка – ежегодные выставки  работ учащихся.  Лариса Степановна была активным лектором. Её лекции всегда были интересны и богаты по содержанию. С 1970 г. участвовала в городских, областных, республиканских выставках. С 1992 г. работала в издательстве  «Юнико», иллюстрировала русские народные сказки, была членом Коломенского отделения Союза Художников России.

          Вот как вспоминает её Н.А. Матвеева:

     «1975-й год. Конец августа. После окончания  института я только переступила порог Зарайского педагогического училища. Ещё не освоив хорошо расположение аудиторий,  робко искала кабинет русского языка и литературы. Педагоги были заняты своими делами, готовились к новому учебному году. «Вы кого-то ищете?» - окликнул меня женский голос. Он был негромким и спокойным. Услышав мой ответ, молодая женщина – педагог провела меня к кабинету и, улыбнувшись, сказала: «Мы – соседи. Я преподаватель изобразительного искусства. Мой кабинет рядом. Не стесняйтесь, будем работать вместе». Так произошло моё первое знакомство с удивительным человеком, учителем, художником Ларисой Степановной Филипповой.

      Я не оговорилась: первое знакомство… разве оно может быть вторым, третьим?! Да, именно так и происходило. Каждый раз, в течение 25 лет, я открывала в Ларисе Степановне новые грани её таланта, человеческого участия и обаяния.

      Трудно поверить, что её уже 8 лет нет с нами. Но время не властно над нашей памятью, и мне хочется добрым словом ещё раз вспомнить этого замечательного, красивого и обаятельного педагога. Её мягкое обаяние проявлялось во всем: в улыбке, жесте, походке, голосе, внимании, работе, в отношении к студентам, коллегам и, конечно, в её картинах.

    Несмотря на свою внешнюю «недосягаемость», Лариса Степановна была  очень простым и сердечным человеком. Как художник, она могла видеть в человеке его внутреннее содержание, его характер, и это помогало ей в учительском труде. Сколько раз  проходила мимо её кабинета (дверь была часто открыта) и видела её в работе: вот она рассказывает о художнике, вот показывает мелом на классной доске, какими должны быть линии, вот анализирует рисунки студентов, исправляет ошибки, даёт советы, оценивает работы, готовится к выставке. И во всём было мастерство, деликатность и изящество. Я ни разу не слышала, чтобы Лариса Степановна повысила голос, чтобы из её уст прозвучала насмешка. И это не было наигранностью, в этом была её суть, в этом было её достоинство.

       Студенты боготворили Ларису Степановну, потому что для них она была образцом педагогического такта, учительского мастерства, женского обаяния. Около неё всегда были стайки студентов, которым она открывала тайны красоты, не только выраженной на полотнах художников, но и в человеческом общении, в самом человеке.

      Я часто вспоминаю классный час, который проводила Лариса Степановна вместе со своими студентами. Тема его была самой прозаичной: внешний вид современного учителя.  Но этот классный час стал для присутствующих настоящим праздником. Студенты увидели, как незначительная деталь может украсить кофточку или блузку, всех удивил показ простой одежды учителя. Участники старались доказать, что в учителе должна быть прекрасной душа, а одежда недорогой и удобной. Как далеко до этого классного часа богатым шоу наших модельеров!

     Лариса Степановна была аккуратной в самых незначительных деталях. Я до сих пор помню её черновую запись в дневнике классного руководителя, которую увидела случайно (в учительской рядом сидели на совещании). Ни одной помарки, ни одной небрежности, даже исправления поразили меня аккуратностью. И эти записи были не для публики, не для прочтения другими людьми, а для личного пользования!

   Конечно, мне никогда не забыть её картины. Глядя на них, я поражаюсь её философскому осмыслению мира, раскрытию тайны человеческого бытия. Именно после  посещения выставок Ларисы Степановны хотелось освободиться от суеты,  назойливости будничных дел.  Разве можно забыть на её картинах хрупкие ветки сирени, звонкие бубенчики ландышей, букетики застенчивых незабудок, капли-ягодки красной рябины, осенние листья, будто случайно залетевшие на обеденный стол, восхитительные королевы-розы! Какой богатой была душа Ларисы Степановны, вместившая в себя разноцветье окружающего мира,  какими золотыми были её руки, сумевшие передать очарование этого мира!

   Я бережно храню малюсенькую книжечку, подаренную Ларисой Степановной. Это русская народная сказка «Колобок». А иллюстрации сделаны ею самой. Это не простые рисунки, а каждая линия выполнена точечками. Трудно представить, какой это кропотливый труд, сколько же в него вложено терпения и сколько творцу понадобилось времени! Да, это повторить нельзя, как нельзя повторить жизнь на земле. Такое могла сделать только Лариса Степановна».

       Людмила Михайловна Марковская проработала  в Зарайском педагогическом колледже преподавателем трудового обучения 40 лет с (1961г.-2001г.)

 К проведению учебных занятий педагогом ежедневно готовились дидактические материалы,  продумывались индивидуальные, творческие задания, упражнения на отработку и применение  знаний, умений на практике, индивидуально подбирались объекты труда для каждого ученика.  Девиз   работы педагога — «Твори, выдумывай, пробуй», при этом отношение педагога к труду являлось  ярким примером для студентов.  По просьбе Зарайского Гороно Марковская Л.М. выступала с докладами на семинарах сельских учителей, давала  методические  рекомендации по проведению уроков труда в начальных классах. Людмила  Михайловна была опытным классным руководителем, активно участвовала в выставках самодеятельных художников. Ни один праздник не обходился без её активного участия.

         Яркий след этих творческих преподавателей навсегда останется в истории Зарайского педагогического колледжа и  благодарной памяти выпускников. Пока мы помним - мы живем. Вот мы и стараемся жить и помнить.

А.Б. Якушова ,  Н.А. Матвеева

 

     ДУДИН НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВИЧ  – учитель и поэт (1911-2002). В памяти учеников и коллег Николай Дмитриевич Дудин остался как скромный русский интеллигент, тонкий и чуткий человек, учитель-труженик, проникновенный поэт. Энергичный, находящийся в постоянном поиске, он прожил долгую, насыщенную яркими и интересными событиями жизнь.

     Родился Николай Дмитриевич  25 апреля 1911 года в деревне  Дудины,  Котельнического района  Кировской области в семье крестьянина.

    Начальное образование получил в местной сельской школе. Желание учиться дальше было настолько сильным, что мальчик  преодолел сопротивление неграмотных родителей и поступил в Котельническую среднюю школу № 1. После ее окончания  в 1930 году Николай Дмитриевич был направлен на учительскую работу в школу крестьянской молодежи. Педагогических кадров не хватало, и молодой учитель одновременно преподавал четыре основных предмета: русский язык, литературу, физику и математику. Сам Николай Дмитриевич о том времени вспоминал так: «Было трудно, но, по-видимому, так было нужно».

     В декабре 1933 года  его призвали  в ряды Красной Армии. Армейская служба  научила его дисциплинированности, закалила физически, помогла понять истинную ценность дружбы. Во время службы приобщился он к литературной деятельности. Его стихи, очерки, заметки печатались в армейской периодической печати. Отслужив в армии, в  1935 году поступил на литературный факультет Московского института истории, философии, литературы им. Чернышевского. В 1940 году был направлен на работу в Котельнический учительский институт  преподавателем  всеобщей литературы. Это было, по словам Дудина, интересное время. Он много работал над собой, готовился к поступлению в аспирантуру, занимался литературным творчеством.

    Война прервала педагогический и творческий разбег Николая Дмитриевича. 17 сентября 1941 года его  призвали в действующую армию. Он участвовал в наступлении советских войск на Калининском направлении в составе 39 армии. Летом 1942 года, оказавшись в окружении после изнурительных боев,  армия была разбита. Оставшихся в живых  больных и раненых, в числе которых был и Николай Дмитриевич,  захватили фашисты. Немало физических и душевных мук претерпел он за три года плена.

    После демобилизации в 1945 году Дудин приехал в Зарайск, где проживали его жена и дочь. Работал в редакции районной газеты, с 1948  года – учителем русского языка и литературы в средней школе № 2. В 1959 году   был переведен  в Зарайское педагогическое училище, где проработал до ухода на пенсию в 1971 году.

     Педагогический путь Николая Дмитриевича был плодотворным. Он руководил методической комиссией словесников, выступал с докладами перед учителями, участвовал в районных и областных педагогических чтениях, его научно-методические работы публиковались в журнале «Русский язык в школе». Влюбленный в слово, он старался развить поэтический дар у своих учеников.  Более десяти лет    руководил  творческим кружком, который ежегодно выпускал литературно-художественные альманахи.  За профессиональные  заслуги был награжден значком «Отличник народного просвещения», удостоен звания «Заслуженный учитель РСФСР».

     Николай Дмитриевич Дудин оставил себя в своих учениках, продолживших его профессиональный путь, а также в своих стихах, читая которые,  мы видим его образ и слышим его сердце, чуткое к красоте и добру.

Марина Сергеевна Гаврилова

        ТКАЧЕВА ТАТЬЯНА ЕГОРОВНА  родилась 8 октября 1950 года на ст. Можга Вавожского района Удмурской АССР. В 1957 году поступила учиться в 1 класс. В 1966 году, после окончания восьми классов, поступила в Можгинское педагогическое училище, которое окончила в 1970 году, получив диплом с отличием. В этом же  году поступила в Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина, который с отличием закончила в 1975 году, и с этого года по распределению  начала работать в Зарайском педагогическом училище преподавателем педагогики и психологии.

 К своей работе она относилась исключительно ответственно. Серьезно, тщательно готовилась к каждому уроку. Её занятия отличались логической стройностью, богатым содержанием и высокой культурой преподавания и общения.

        Татьяна  Егоровна Ткачева была активным членом предметно-цикловой комиссии педагогики и психологии. Часто выступала с содержательными сообщениями на педагогических советах, конференциях, семинарах. Ежегодно работала на курсах повышения квалификации учителей начальных классов.

          За время работы в училище Татьяна Егоровна  была классным руководителем, заведующей дошкольным отделением (1980-1986) педагогического училища. В январе 1987 года по личной просьбе была переведена на должность воспитателя общежития.

         На всех участках работы Татьяна Егоровна показала себя ответственным, трудолюбивым и исполнительным работником.

Многие студенты с благодарностью вспоминают этого учителя, эрудированного, умного человека, так рано ушедшего из жизни.

Татьяна Сергеевна Беляева