ЧТОБЫ ПОМНИЛИ…

           Зарайский педагогический колледж (сейчас филиал ГОУ ВО МО «ГСГУ» в г. Зарайске) является одним из старейших учебных заведений не только Московской области, но и России.

       История колледжа - это история замечательных людей, трудового коллектива и его выпускников. Золотыми буквами написаны на её страницах имена многих преподавателей, которые вложили свою душу в воспитание будущих педагогов. Среди них были Екатерина Петровна Терёхина и Галина Ивановна Костина. К сожалению, их не стало весной этого года.

       ГАЛИНА ИВАНОВНА КОСТИНА родилась в 1946 г. в посёлке Головино Судгодского района Владимирской области. В 1971 году окончила Владимирский государственный педагогический институт им. П.И. Лебедева-Полянского по специальности учитель немецкого и английского языков.

       В Зарайском педагогическом училище Галина Ивановна начала работать воспитателем в общежитии в 1976 году. Выпускники с теплотой вспоминают её заботливое отношение к себе, тактичность, умение держать девичьи секреты. Бескорыстно Галина Ивановна помогала им выполнять домашнюю работу по иностранному языку.  Её ответственность, добросовестное отношение к делу были замечены администрацией училища, и с 1977 года Галина Ивановна стала работать преподавателем иностранного языка.

        Мы, коллеги, всегда ценили её профессионализм, умение сочетать требовательность с разумной добротой, аккуратность, которая проявлялась не только во внешнем виде, но и в общении.

      Галина Ивановна первой начала работать в лингафонном кабинете. Она стояла за учительским столом, как дирижёр перед оркестром: видела всех и слышала каждого. Её бывшие студенты отмечают: преподаватель так умел организовать урок, что не было возможности отвлечься. Её занятия не отличались инновационными технологиями, как принято говорить сейчас, но студенты хорошо знали английский язык, и некоторые из выпускников поступали в вузы на иностранный факультет.

       Каждый год Галина Ивановна работала над какой-то методической проблемой, желая совершенствовать своё педагогическое мастерство.

     Несколько лет Галина Ивановна работала классным руководителем, организовывала поездки и вечера с чаепитиями, ее классы занимали призовые места в различных соревнованиях. За плодотворную работу в деле воспитания будущих педагогов неоднократно была награждена Почётными грамотами разного уровня, а в 1994 году - значком «Отличник народного просвещения».

     Галина Ивановна почти никогда не рассказывала о себе, но мы знали, что она очень любила свою маму и скучала по ней, по своим родным, которые остались жить в родном посёлке Владимирской области.

       Она не докучала просьбами, не была навязчивой. Её взгляд был светлым, лучистым и добрым. Из сложной ситуации всегда выходила спокойно и интеллигентно.

       В 2004 году Галина Ивановна ушла на заслуженный отдых, но всегда была в курсе событий, поддерживала связь с коллегами колледжа.

         ЕКАТЕРИНА ПЕТРОВНА ТЕРЕХИНА родилась в 1925 году  в селе Никольское-Головинское Шаховского района Московской области. Сначала училась в сельской школе, затем в средней школе с. Середа. Её детство было трудным, так как в 1933 году умер отец, ей приходилось много помогать по хозяйству матери. В годы Великой Отечественной войны она находилась на оккупированной территории, в их доме расположились немцы, а мать с детьми жила в сарае. Через много лет Екатерина Петровна рассказывала студентам о тяжких страданиях детей военного лихолетья. В 1946 году поступила на факультет физического воспитания Московского педагогического института, который закончила в 1950 году и получила распределение в Зарайское педагогическое училище, в котором проработала преподавателем физической культуры 37 лет.

         Екатерина Петровна осталась в нашей памяти очень жизнерадостным человеком, умеющим ценить каждое мгновение жизни, она, несомненно, обладала и актёрским талантом.

     Это был эрудированный преподаватель, её уроки отличались чёткой организованностью, глубоким содержанием, эмоциональностью. Стройная, красивая, подтянутая, она всегда была примером для студентов. Имея богатый педагогический и методический опыт, несколько лет возглавляла предметно-цикловую комиссию физического воспитания.

     Екатерина Петровна была и классным руководителем. Её воспитанники ценили в ней отзывчивость, строгость, умение найти общий язык. Трудно перечислить конкурсы, эстафеты, спортивные состязания, культурно-массовые мероприятия, в которых принимали участие её студенты. Они никогда не забудут туристические поездки в Ленинград, Волгоград, Минск, театры Москвы.

     Екатерина Петровна организовывала и принимала активное участие в проведении праздников, вечеров, встреч с ветеранами труда. Умела поддержать разговор о прочитанной книге, о нашумевшем фильме, о политике.

        За свой добросовестный труд она не раз награждалась  Почётными грамотами Министерства просвещения РСФСР, была награждена значком «Отличник народного просвещения».

       После выхода на пенсию Екатерина Петровна трудилась ещё в кино-культурном центре «Победа». Никогда не унывающая, даже во время болезни к своему недугу относилась с юмором.  Она всегда была рада встрече с коллегами.

        Светлая, благодарная память о Костиной Г.И. и Терёхиной Е.П. останется в сердцах коллег и выпускников.

        И пусть эти несколько строк будут благодарностью за их служение профессии Учителя.

Нина Алексеевна Матвеева

      ТАМАРА ЯКОВЛЕВНА РЫБАКОВА  в Зарайском педагогическом училище преподавала педагогику. Она родилась 28 июня 1932 года в деревне Дулебино Озерского района Московской области. Вся жизнь Тамары Яковлевны была так или иначе связана с Зарайским педагогическим училищем. В 1950 году окончила Озерскую среднюю школу №6 и была принята на 3 курс Зарайского педагогического училища. В 1952 году Тамара Яковлевна, закончив с отличием педагогическое училище, получила направление в Узбекистан, где проработала учителем начальных классов до 1956 года.

,      В 1960 году, окончив Московский городской педагогический институт имени В.П. Потемкина, Тамара Яковлевна снова вернулась в Зарайское педагогическое училище в качестве преподавателя педагогики и психологии. Проработала Тамара Яковлевна в Зарайском педагогическом училище 27 лет. Она в совершенстве знала свой предмет, была опытным методистом, применяющим и пропагандирующим новые идеи в изучении учебных программ начальной школы.

           Каждый её урок являлся образцом научного подхода к преподаванию, был логически выстроен и чёток. Тамара Яковлевна распространяла свой педагогический опыт через открытые уроки, подготовленные для преподавателей училища, учителей начальных классов города Зарайска и района во время проведения семинаров.

        За успешные результаты в преподавании педагогики и психологии Тамара Яковлевна была награждена в 1966 году значком «Отличник народного просвещения». Её ответственное отношение к работе, добросовестный труд, взаимопонимание с коллегами и студентами оставили неизгладимый след в истории Зарайского педагогического училища.

Оксана Николаевна Гуреева

      ВАСИЛИЙ АФАНАСЬЕВИЧ АВДЕЕВ работал преподавателем педагогики 5 лет  (1950 г.-1955 г.). Участник Великой Отечественной войны.

      К сожалению, об этом  преподавателе можем сказать совсем немного. Вот что вспоминает об этом человеке преподаватель колледжа Дергачёва Татьяна Борисовна:  «Милейший человек! Понимающий, отзывчивый, добрый, проникновенный, участливый, внимательный, безотказный и абсолютно бескорыстный.

     Много занимался общественной работой, пропагандой среди молодежи коммунистических идей. Незаменимый человек в этом деле. Никогда не повышал голоса, все его слушали с замиранием. Очень интеллигентный человек и с большим педагогическим тактом. Я думала: «Вот таким должен быть настоящий учитель».

       Он был подвижником педагогического труда, читал публичные лекции по обществознанию, выходил на широкую аудиторию. Про войну говорил очень спокойно и достойно, не возводил свое участие в подвиг. Василий Афанасьевич всегда интересовался больше другими, чем собой. Делал больше для других, нежели для себя. Любил литературу, музыку. Был известным и уважаемым человеком в Зарайске».

Варвара Сергеевна Савушкина

       РАИСА ВИКТОРОВНА КОЗИНА.  В истории нашего педагогического колледжа были и печальные моменты, когда приходилось прощаться с еще молодыми коллегами. Трагичной оказалась судьба  преподавателя Раисы Викторовны Козиной, которая оставила яркий след в истории педагогического училища.

           Мне очень хочется рассказать об этом замечательном педагоге.

           Впервые я встретилась с этим замечательным преподавателем, человеком с большой буквы в далеком 1965 году, когда обучалась в нашем педучилище на 2 курсе школьного отделения. Она преподавала у нас педагогику. Навсегда запомнила Раису Викторовну очень талантливым и артистичным педагогом, казалось,  она обладала неистощимой энергией.

           Студенты сразу полюбили ее. Всегда красиво одетая, эмоциональная, эрудированная, общительная, доброжелательная, уравновешенная, могла найти подход к каждому студенту. Хотелось подражать ей во всем:  в умении общаться, в умении вести урок, в одежде, даже в манере поведения.

         Мы всегда с нетерпением ждали ее уроки, которые проходили "на одном дыхании", увлекательно и интересно. Все новое, необычное мы видели на ее уроках. Раиса Викторовна была замечательным классным руководителем.

       Совместно со студентами  она создала "Интернациональный клуб дружбы", где была организована переписка с народами Севера,  Мордовии, со студентами Чехии,  Болгарии. Мы рассказывали о своих успехах, делились символикой наших стран, обменивались книгами, предметами быта. Так мы расширяли свои знания о народах мира. В методическом ею кабинете был организован «Уголок интернациональной дружбы».

          Раиса Викторовна принимала участие в культурно- просветительской работе училища, часто организовывала поездки студентов и педагогов в театры Москвы, экскурсии по интересным местам Подмосковья.

             9 лет проработала Раиса Викторовна в Зарайском педагогическом училище:  коварная болезнь рано увела ее из жизни – ей было всего 37 лет. 

,           Но мы всегда будем помнить ее светлый образ талантливого учителя, красивой женщины и замечательного человека.

Валентина Петровна Козлова

      ЧЕРНЫШОВА СОФЬЯ ШАХКАРИМОВНА это УЧИТЕЛЬ,  на которого стремились быть похожими многие её студенты, похожими во всём: в деликатности и порядочности,  принципиальности  и требовательности к себе и другим,  мягкой строгости и  неизменной справедливости, в необыкновенном умении просто и понятно  объяснить сложный и не всегда интересный материал.

     Двадцать семь лет посвятила Софья Шахкаримовна Зарайскому педагогическому училищу, проработав в нём с 1959 по 1986 год. Софья Шахкаримовна -  учитель по призванию, она прошла все ступеньки выбранной профессии, постоянно совершенствуя и развивая своё педагогическое мастерство.

    Окончив в 1946 году среднюю школу №1,  она поступила в Зарайское педагогическое училище, а,  получив вместе с дипломом о его  окончании направление на работу в Томскую область, с 1950 года начала трудиться учителем начальных классов в селе Ильино Каргасокского района, а  затем учителем русского языка и литературы в 5-7 классах семилетней школы того же района. Уже тогда она поняла, что русский язык и литература – не только её любовь, но и призвание.

    Вернувшись в 1953 году в Зарайск по семейным обстоятельствам (к этому времени уже появилась семья, сын), Софья Шахкаримовна начала  работать  литературным сотрудником Зарайского радиовещания. Её безукоризненно правильная речь и мягкий красивый голос стали знакомы всем зарайцам.  Одновременно с работой на радио с 1954 по 1960 год Софья Шахкаримовна училась на литературном факультете Коломенского педагогического института.

    В 1959 году она снова пришла в Зарайское педагогическое училище, но уже в качестве заведующей библиотекой и по совместительству учителем русского языка и литературы. С 1962 по 1975 год – Софья Шахкаримовна работала  преподавателем русского языка и литературы, методики  русского языка и детской литературы, а с1975 –она заместитель директора по учебной работе.

    В этой невысокой женщине удивительным образом сочетались строгость и мягкость, интеллигентность и чувство юмора, доброта и справедливость, ответственность и пунктуальность. Она умела не обидно и очень тактично высказать замечания начинающим преподавателям, её советы - это мудрые и добрые пожелания, высказанные  щедрым и умным педагогом.Общий педагогический стаж Софьи ШахкаримовныЧернышовой 36 лет! Каждому, с кем за эти годы сводила её судьба,  будь то студенты или учителя, она дарила частичку своего сердца и своей души, своего таланта  человека и педагога.

    В своей любимой профессии Софья Шахкаримовна всегда шла в ногу со временем и даже на шаг вперёд, именно поэтому её  работы, сделанные более 20 лет назад (методические сообщения, разработки),  звучат и сегодня современно: «Проблемное обучение русскому языку», «Самостоятельная  работа на уроках в начальной школе», «Активизация познавательной деятельности учащихся».

   Добросовестная  творческая педагогическая деятельность  Софьи Шахкаримовны  поощрялась  Почетными  грамотами и  благодарностями, она награждена значком «Отличник просвещения СССР».

Ольга Валентиновна Фролова

        БОГОМОЛОВА ВИКТОРИЯ МИХАЙЛОВНА начала работать преподавателем физики и информатики в 2006 году, имея большой опыт работы в разных учебных  заведениях Зарайского района. К сожалению, в 2015 году она скоропостижно ушла из жизни. Ей было всего 46 лет.

      Это был высококвалифицированный педагог, активно использовавший в своей профессиональной деятельности педагогику сотрудничества, современные технологии обучения, направленные на развитие профессиональной компетентности студентов.

      С целью реализации требований ФГОС СПО  ею были разработаны рабочие программы, получившие положительные рецензии кафедры информатики и информационных технологий Коломенского педагогического института. Всегда высоким было и качество обученности студентов. Как методист школьного отделения Богомолова В.М. развивала в студентах научно-творческий подход к практике пробных уроков по информатике. Её студенты легко ориентировались в современных обучающих технологиях, умело использовали в своей работе различные формы и методы обучения и воспитания. Их уроки обычно оценивались «отлично».

     Виктория Михайловна вела большую работу в качестве заведующего кабинетом информатики. За годы ее работы он был полностью оснащён разработками по преподаваемым дисциплинам.

    Опыт Богомоловой В.М. лежал в основе организации научно- исследовательской работы студентов при написании курсовых и выпускных квалификационных работ. Она являлась научным руководителем докладов студентов на областных и международных конференциях. Представленные научные работы были отмечены благодарственными письмами руководства института, опубликованы в сборниках научно практических конференций. Ее студенты неоднократно становились победителями различных конкурсов среди молодежи и студентов, например, Всероссийского конкурса талантливой молодежи «Национальное Достояние России» в 2010 году.

    Богомолова В.М. транслировала свой опыт работы через систему курсов повышения квалификации учителей Подмосковья, неоднократно принимала активное участие в педагогических советах, педагогических чтениях, областных семинарах и конференциях, которые проводились на базе средних специальных учебных заведений Московской области.

     Ей не раз объявляли благодарность за добросовестный, творческий труд.

    Студенты и коллеги всегда с большой теплотой и благодарностью вспоминают Викторию Михайловну, этого правдивого, честного  и трудолюбивого педагога.

Жанна Николаевна Новикова

     ЛАРИНА ВАЛЕНТИНА АЛЕКСЕЕВНА.  Профессия учителя – это жизнь от звонка до звонка. Его значимость – это сложившиеся судьбы учеников. И Ларина Валентина Алексеевна – тому подтверждение.

    Родилась она 30.11.1939г. в Зарайске. Получила высшее образование – в 1962 г.  окончила Московский областной педагогический институт им. Н.К.Крупской. С августа 1962г. по июль 1964г. работала учителем географии и биологии Краснознаменской школы Калининградской области. В сентябре 1964 года - преподаватель биологии Зарайского педагогического колледжа, в котором проработала до 2006 года.

      Валентина Алексеевна была и остается в памяти многих людей настоящим учителем. Ей настолько верили, доверяли ее профессионализму, что даже приемная комиссия Коломенского педагогического института, принимая зачеты и экзамены у студентов, определяла ее учеников: настолько высоким был рейтинг педагога. 

    Сложно сегодня говорить о ней в прошедшем времени, так и хочется написать «ведет уроки, обучает», но что поделаешь, - «все течет, все изменяется»…

  Учебная деятельность Лариной В.А. отличалась научным и методическим мастерством. Внедряя современные технологии, используя интенсивные методики обучения, она умела добиться высокого уровня профессиональной подготовки будущих учителей и воспитателей дошкольного образования.

    Кабинет биологии, которым заведовала Валентина Алексеевна, отличался четкой организацией деятельности, обеспечивал сохранность и выдачу пособий студентам для педагогической практики. В основу учебно-воспитательного процесса преподаватель ставила элементы диагностики, осуществляла дифференцированный подход к учебным группам с разным уровнем базовых знаний, внедряла современные технологии, интенсивные методы обучения, исследовательские задания, нетрадиционные формы контроля и учета знаний, учебно-исследовательскую деятельность.

     Валентина Алексеевна часто выступала на педагогических советах и заседаниях предметно-цикловой комиссии, являлась её председателем, вела большую методическую работу. Свои опытом по организации охраны труда школьников делилась с молодыми учителями начальной школы и студентами, читала лекции на курсах повышения квалификации.  

      Много лет Ларина В.А. была классным руководителем, большое внимание она уделяла  формированию у учащихся трудолюбия, честности. Ее группы отличались организованностью, доброжелательностью, хорошими показателями в учебе.

      Честный, добросовестный труд Валентины Алексеевны неоднократно был отмечен Почетными грамотами Министерства просвещения и Республиканского Комитета профсоюза, Обкома профсоюза, ей объявлялись благодарности. Ларина В.А. -  ветеран труда, отличник народного просвещения, почетный работник среднего профессио­нального образования РФ.

       Светлая память об этом преподавателе  навсегда осталась в сердцах выпускников и коллег Зарайского педагогического колледжа.

Жанна Николаевна Новикова

           ВУКОЛОВА ЛИДИЯ МИХАЙЛОВНАВсем известное выражение «Учителями не становятся – учителями рождаются» в полной мере можно отнести к преподавателю русского языка и литературы Зарайского педагогического училища Лидии Михайловне Вуколовой. Мы, пришедшие в училище в 70-е годы, знали, что Лидия Михайловна – Заслуженный учитель школы РСФСР, что начала преподавать филологические дисциплины  в училище в 1964 году  после  работы в школе рабочей молодёжи, но не знали, что она, окончившая Зарайскую среднюю школу №1 в 1941 году, сразу «была назначена учительницей в Летуновскую начальную школу». Об этом Лидия Михайловна не рассказывала. Но время говорит само за себя. Война… И всё военное и послевоенное лихолетье она проработала в школе. Работала по зову совести, по призванию, потому, что «так было нужно». За самоотверженный, добросовестный труд в 1945 году была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», в 1954 году – медалью  «За трудовое отличие», в 1960 году – орденом «Знак Почёта».

        Мне  всегда казалось, что Лидия Михайловна удивительно похожа на Александру Пахмутову и чертами лица, и телосложением: маленького роста, очень скромно одетая (чаще всего белая блузка и тёмный костюм), всегда с приветливой улыбкой, внимательная, справедливая, не торопилась осуждать и обсуждать поступки коллег и студентов. Она по своей сути представляла русскую интеллигенцию, у которой была какая-то особая, утончённая манера поведения и высокая культура.

          Такого мнения о ней были и  другие коллеги, с которыми она ежедневно общалась по долгу службы.

        На её уроках студенты учились рассуждать, мыслить, высказывать свою точку зрения, ей всегда было интересно услышать другое мнение, которое служило поводом поиска истины,  воспитывала будущих учителей собственным примером,  жила их успехами, радовалась их победам, огорчалась неудачам.

       Лидия Михайловна в училище несколько лет возглавляла предметную комиссию русского языка и литературы, на заседаниях которой обсуждались животрепещущие вопросы, актуальные методические темы. Как председатель комиссии и как коллега она посещала уроки молодых преподавателей, после которых всегда был подробный анализ проведенных занятий. Она не искала ошибки, а пыталась понять логику посещённого урока и подсказывала, как можно сделать урок более эффективным. Разумеется, такая беседа внушала веру в собственные силы. Её наставление «хвалить при народе, а делать замечания наедине» помню до сих пор: очень часто оно помогало (и помогает) мне в работе.

        В 1979 году Лидия Михайловна ушла на заслуженный отдых, но еще несколько лет она приходила в училище заменять коллег, уехавших на трёхмесячные курсы повышения квалификации. Она живо интересовалась судьбой коллег, помогала советом, приходила на вечера встречи с ветеранами, где всегда были рады встрече с ней.

        Светла память об этой скромной, интеллигентной женщине, педагоге по призванию навсегда осталась в наших сердцах.

Нина Алексеевна Матвеева

 

ЛАЗУТКИН ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ

         25 лет (1974г.-1999г.) Лазуткин Виктор Михайлович возглавлял Зарайское педагогическое училище. Его уважали коллеги, с его мнением считались в Министерстве образования, так как оно было всегда продуманным, объективным и правдивым, он всегда отстаивал свою точку зрения и боролся за неё до конца.

        Виктор Михайлович хорошо знал жизнь, прошёл её трудную школу (а это были годы военного лихолетья, послевоенного восстановления хозяйства огромной страны), самостоятельно добивался поставленной цели. Его трудолюбие не могли не заметить в районе, поэтому ему по плечу были руководящие должности в районном отделе культуры, в исполкоме горсовета. Он хорошо знал нужды и чаяния жителей Зарайского района и всегда помогал нуждающимся в помощи и заботе. Уже в зрелом возрасте он получил высшее образование, закончив Коломенский педагогический институт.  Поэтому, наверное, является закономерным назначение его на должность директора одного из старейших учебных заведений Московской области.

     Демократический стиль руководства Виктора Михайловича, его доброжелательное отношение к коллегам и студентам  внесли новое дыхание в профессиональную и творческую жизнь коллектива. Атмосфера доверия способствовала раскрытию личностных качеств каждого преподавателя. И при этом он не допускал проявлений своеволия, нарушений трудовой дисциплины, любил порядок и своевременное выполнение заданий.

    Виктор Михайлович руководил коллективом в тот период нашей страны, когда рушились старые устои и искались новые пути  - это были, как принято говорить сейчас, годы перестройки и лихие девяностые. Но именно в эти годы стало функционировать дошкольное отделение, педагогическое училище повысило свой статус и стало именоваться учебно-педагогическим комплексом, студенты получили возможность наблюдать непрерывность обучения и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Именно в эти годы началось активное сотрудничество с Коломенским педагогическим институтом и  открылись лицейские классы. Виктор Михайлович был инициатором присвоения педагогическому комплексу имени академика, учёного-земляка Виктора Владимировича Виноградова.

     Образовательный процесс требовал нового подхода к методике ведения занятий, к студентам. В это время педагогический коллектив значительно помолодел, пришли новые педагоги, можно сказать, прямо со студенческой скамьи.  Не каждый руководитель возьмёт на себя ответственность взять на работу молодого преподавателя, но Виктор Михайлович верил им,  вселял уверенность в их силы, помогал получить благоустроенное жильё, устраивал детей в детские сады, чтобы педагоги имели возможность плодотворно трудиться. Его интерес к судьбе студента, преподавателя не был простым любопытством, это было проявлением участия, человечности и открытости чувств. Поэтому для многих из них педагогическое училище стало вторым домом.

     Виктор Михайлович  смог воспитать коллектив единомышленников, в котором не было случайных людей, который стал опорой для дальнейшего развития учебного заведения. Двери его кабинета всегда были открыты и для студентов, и для педагогов. Он никогда не повышал голос, но внушения директора были строгими и надолго запоминающимися.

     За 30 лет до введения  здоровьесберегающих технологий он делал все возможное, чтобы его коллеги и студенты поняли: главное богатство человека – его здоровье, он активно пропагандировал здоровый образ жизни, ввел производственную гимнастику, соблюдение в течение рабочего дня режима питания было обязательным. Виктор Михайлович сам показывал пример жизнелюбия: всегда ходил пешком, совершал утренние пробежки по лесу, организовывал Дни здоровья и отдыха.

      Он ценил в педагоге эрудицию, начитанность, тактичность. Анализ посещённого занятия превращался в интересную беседу по теме урока, он не стыдился учиться, живо интересовался происходящими событиями, вел политические дискуссии, великолепно играл в шахматы, много читал и любил поэзию. Более 10 лет он был председателем районного общества книголюбов, был инициаторам литературно-музыкальных вечеров, встреч с интересными людьми: писателями, поэтами, актёрами, журналистами.

     Находясь на заслуженном отдыхе, он не прерывал связи с родным коллективом, был его частым гостем и оказывал содействие в организации встреч с ветеранами педагогического труда.

    Виктор Михайлович ушел от нас навсегда неожиданно и быстро, оставив после себя яркий, не исчезающий с годами след,  потому что был богат душевной красотой, друзьями и делами. Одаренный, талантливый руководитель, справедливый, гуманный педагог, человек необыкновенной души. Он любил жизнь, любил природу, любил людей. Умел радоваться каждому мгновению жизни: распустившемуся цветку, первой оттепели, журчанию ручья. Сам был частью этой природы и изначальную мудрость черпал из нее.

    У Дмитрия Лихачева есть такие  слова: "Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему ты служил, чему отдавал силы".

    И лучшие традиции, заложенные Лазуткиным Виктором Михайловичем, находят продолжение в сегодняшнем дне.

Коллеги и выпускники   Зарайского педагогического колледжа