ЧТОБЫ ПОМНИЛИ...

Часть IV

Мы будем помнить их всегда

           5 марта 2018 года студентами 3 курса школьного отделения под руководством Корнышевой Г.В. был открыт у роком памяти, посвящённом Мельковой Зое Николаевне.

Перед трагическим днём Зоя Николаевна поведала нам свой секрет. Они всей семьёй хотели прийти к нам перед праздником, побеседовать, рассказать о себе,о родных и близких сердцу людях, о Зарайском педучилище, но, к большому сожалению, эта задумка не сможет теперь осуществиться в полной мере.

На нашей заочной встрече мы не могли не вспомнить вехи жизни из биографии Зои Николаевны, какой долгий и светлый путь она прошла, работая в Зарайском педагогическом колледже (на тот момент Зарайское педучилище), насколько доброжелательно и с пониманием относилась она к своим коллегам и студентам разных поколений. К сожалению, мы не так давно познакомились с этим удивительным человеком, но она с первого дня оставила в сердце каждого из нас светлые и позитивные воспоминания. Каждая встреча с ней наполняла нашу жизнь ещё одним солнечным душевным днём среди этих серых будней. Более счастливого и любящего жизнь человека я ещё не встречала.

Урок памяти мы закончили возложанием цветов. В этот момент просто невозможно было сдержать свои эмоции, печаль переполняла наши души и слёзы капали сами. До конца не можешь осмыслить и осознать, что с нами нет уже этого замечательного педагога и человека. Для нас Зоя Николаевна всегда будет жива, всегда рядом, в наших сердцах, а её пожелания и напутствия в наших делах…

Гераськина Мария, 3 Б курс.

Светлую  память и большое человеческое уважение оставили в наших сердцах ушедшие из жизни Константин Александрович Марковский,  Владимир Иванович Швырков, Валентина Васильевна Помялова.

              МАРКОВСКИЙ КОНСТАНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ за долгие годы своей работы в училище (1959-1993) стал мастером своего дела. Человек беспокойный, неравнодушный, душой болеющий за дело, он не только сам не останавливался на достигнутом, но и требовал этого от своих коллег.

          Уроки музыки и пения проводил на высоком методическом уровне, использовал разнообразные формы активизации учащихся.

          Имея большой педагогический опыт, Константин Александрович являлся наставником молодых преподавателей. Своим примером, работоспособностью Константин Александрович заряжал окружающих. Несколько лет руководил предметно-цикловой комиссией музыки. Как руководителя его отличали доброта, оптимизм, открытое отношение к коллегам.

      Исключительное трудолюбие,  щедрость,  внимание к людям отличали    ШВЫРКОВА ВЛАДИМИРА ИВАНОВИЧА,  преподавателя музыки  по классу баяна.  Он был творчески работающим педагогом, который умело  объединял различные виды музыкальной деятельности. Высочайшая профессиональная компетентность Владимира Ивановича  помогала молодым коллегам в нелегких вопросах преподавания музыки. Многие его выпускники до сих пор успешно используют опыт обучения своего педагога.

        ПОМЯЛОВА ВАЛЕНТИНА ВАСИЛЬЕВНА работала в колледже преподавателем музыки по классу фортепиано (1966 г.-2000 г.)  Мы запомнили Валентину Васильевну как опытного, грамотного и творчески работающего педагога. Она принадлежала к числу тех преподавателей, которые совмещали в себе огромный опыт обучения музыке, большой объем знаний и по - настоящему творческое отношение к педагогическому процессу. 

     Грамотно владея речью и имея хорошие знания по литературе, Валентина Васильевна успешно  проводила лекции на различные темы: «Поговорим о нравственности», «Духовный мир личности», «Учись учиться» и другие. Валентину Васильевну можно было увидеть на сцене, где она со своими студентами принимала участие в концертах классической музыки.

     Про таких людей, как Валентина Васильевна, говорят, что они работали «с огоньком», отдавая делу всего себя.

    Добрая память о вас, Валентина Васильевна, Владимир Иванович, Константин Александрович, будет жить в наших сердцах.

  Лариса Владимировна Рачнова

Марина Юрьевна Шамлова

      ЗУБКОВ ВИКТОР ВАСИЛЬЕВИЧ  родился в декабре 1929 года в деревне Дятлово Зарайского района. Он был шестым ребенком в семье. Трудными были годы детства и юности.

     В школу Виктор Васильевич пошел в 1937 году, а потом началась война. На фронт ушли отец и три брата. Семья переживала большие лишения. В молодости Виктор Васильевич мечтал попасть в мореходное училище дальнего плавания и стать моряком. Он постоянно носил тельняшку и в мечтах бороздил на корабле моря. Но мечте не суждено было сбыться. При прохождении медицинского осмотра был обнаружен дефект зрения. Этот момент он считал одним из самых горьких в его жизни. На учебу он махнул рукой и сильно запустил занятия в школе.

    Под влиянием неукротимого стремления к знаниям он закончил 10-й класс в школе рабочей молодежи. Ему пришлось много работать, чтобы ликвидировать  пробелы в элементарных знаниях, подолгу засиживаться с книгами по вечерам. По настоянию отца Виктор Васильевич поступил в Московский химико-технологический институт мясной промышленности на ветеринарный факультет. Но специальность не была ему по душе, и он возвратился в Зарайск.

    Большое влияние на дальнейшую судьбу Виктора Васильевича оказал кинофильм «Сельский учитель», а также его учитель биологии Остапенко  Е.Л., сумевшая привить интерес к изучению природы, к учительской работе.

    В 1949 году Виктор Васильевич поступил в Коломенский учительский институт на естественно-географическое отделение. Был комсоргом курса, старостой химического кружка, агитатором.

   После окончания учительского института работал учителем биологии в поселке Сходня Химкинского района. Он очень тепло отзывался об этом периоде своей жизни. В 1952 году поступил на заочное отделение Московского педагогического института имени Н.К.Крупской.

   С 1953 года в жизни Виктора Васильевича настал очень трудный период - трудности с работой, проблемы со здоровьем детей. Этот период сильно подорвал здоровье его и здоровье  жены. Но он всегда придерживался принципа: «не позволяй ни людям, ни событиям подминать тебя».

   В Зарайском педучилище Зубков Виктор Васильевич работал с 1964 года преподавателем биологии и химии. Он хорошо знал свой предмет и добивался от учащихся прочных знаний. Он охотно делился опытом с молодыми преподавателями, помогал им советам. Кроме уроков, Виктор Васильевич вел внеклассную работу, охотно выступал с лекциями перед населением города и района, учащимися и преподавателями. Его коллеги говорили: «Работал без показухи, добросовестно и честно. Человек имел свое мнение, свою точку зрения и не боялся ее отстаивать». Они отмечали такие качества его личности, как честность, принципиальность, отзывчивость.

   Труд Зубкова В.В. отмечен многочисленными благодарностями и почётными грамотами. 

Добросовестный преподаватель

   УСТИНОВА ТАМАРА НИКОЛАЕВНА  родилась 30 ноября 1937 года в деревне Карманово Зарайского района.

  Учебу начала в Кармановской начальной школе, затем в средней школе №2 г. Зарайска, которую закончила в 1957 году, после чего стала работать в средней школе №3 лаборантом.

  В Зарайском педучилище Тамара Николаевна работала с 1961 года сначала лаборантом, затем с 1963 года - учителем химии, биологии и сельского хозяйства, после того как в 1965 году заочно окончила полный курс естественного факультета Московского областного педагогического института имени Н.К.Крупской.

    За время работы она зарекомендовала себя как человек исключительно добросовестный, требовательный к себе и учащимся. Студенты отмечали, что уроки  Тамара Николаевна проводила интересно, эмоционально, в тесной связи с практикой в начальной школе. Особенно интересно проходили занятия  химического кружка

   Ее коллеги говорили, что работала она увлеченно, стремясь заинтересовать учащихся, вооружить их глубокими и прочными знаниями. Тамара Николаевна постоянно работала над повышением своего педагогического мастерства, тщательно изучала педагогические новинки, опыт лучших преподавателей. Она постоянно следила за достижениями в науке и всегда использовала эти материалы на уроках и во внеклассной работе. Устинова Тамара Николаевна пользовалась заслуженным уважением среди коллег и учащихся.

   Для нескольких поколений студентов была классным руководителем, добрым и терпеливым наставником. Ее классы всегда имели хорошие показатели в учебно-воспитательной работе.

   Устинова Тамара Николаевна награждена Почетной грамотой Мособлоно и Обкома профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений. Её ответственное отношение к работе, добросовестный труд оставили неизгладимый след в истории Зарайского педагогического училища.

Татьяна Валерьевна Филиппова

Степнов Пётр Никитич в моей жизни

С Петром Никитичем я познакомилась в 1952 году, когда, закончив обучение в Борисовской 8-летней школе, пришла учиться в среднюю школу №1 г. Зарайска. Завучем школы тогда работала моя тётя – Корешкова Александра Петровна, вот она-то и познакомила меня с директором Степновым П.Н.

Лето. Август. Вторая половина дня. Войдя во двор школы, я увидела статного красивого мужчину средних лет в окружении группы детей и симпатичной женщины. Это, как я узнала позже, и был мой директор в кругу своей семьи: детей (Таня, Саша, Валера, Оля) и жены Надежды Васильевны, преподавателя немецкого языка. С ней он познакомился на фронте (она была радисткой), поженились, приехали на родину Петра Никитича (он родился в деревне Протекино). Его брат Василий Никитич Степнов долгое время работал директором авиационного завода в Люберцах (его имя сейчас носит Люберецкий спортивный комплекс). Семья Степновых некоторое время проживала в комнатке при школе, затем получила квартиру на ул. Карла Маркса в двухэтажном многоквартирном доме около универмага, там же проживали видные люди нашего города. Эта семья была в хороших отношениях с семьёй моей тёти Александры Петровны. Дружили семьями, поэтому я много знала о жизни этих замечательных людей.

В школе он появлялся в военном кителе с наградной колодкой, всегда опрятный, стройный, приветливый. В беседе со мной расспросил о моей семье, о моих увлечениях, даже протестировал по математике, моими знаниями он остался доволен. В классе я адаптировалась быстро, класс 8 «В» был замечательный, одна треть – отличники-медалисты.

Меня избрали комсоргом класса, а в 9-10 классах я была секретарём комсомольской организации школы. И всегда моим добрым наставником был Пётр Никитич, он постоянно посещал наши собрания, концерты, вечера отдыха. Для поступления в КПИ на физико-технический факультет, мне, медалистке, написал в деканат рекомендацию (она у меня хранится), хотя я поступила в институт без экзаменов.

После окончания педагогического института, он приглашал меня в Зарайскую среднюю школу №1. Но так как я и в институте была в активе, то среди первых взяла направление на Урал. Романтика сыграла свою роль. Мне очень понравился этот далёкий шахтёрский городок и его люди, где я сделала мои первые шаги в педагогику. У меня были добрые, умные, любимые ученики!

Когда педучилище получило новое здание на окраине города, бывшему директору этого заведения Ивановой Александре Николаевне пришлось трудно, и на эту должность был назначен Степнов П.Н. – заслуженный учитель, участник ВОВ. Трехэтажное здание имело два общежития, столовую, хоздвор, теплицу. На площади 6 га нашлось место и для стадиона, и для сада. В этом же здании располагалась начальная базовая школа, а вечером работала школа рабочей молодёжи. Вот такое хозяйство получил директор.

Всё с чистого листа: и хозяйственные вопросы, а их уйма (отопление, которое постоянно прорывалось, оснащение кабинетов, порядок в общежитии без воспитателей, питание студентов в столовой), и формирование педагогического коллектива и обслуживающего персонала, и огромный набор, предложенный в то время – 12 групп (3 группы для строящегося Истринского педучилища) и организация учебного процесса и внеклассной деятельности студентов. Это всё, что для меня было на виду, на слуху. А сколько других неотложных дел! Знал только он и директора других учебных заведений.

В те годы мои родители перевезли свой дом из д. Б. Ескино в Зарайск. Началась стройка. Мама стала работать вахтёром в общежитии педучилища.

А Пётр Никитич собирал «команду» педагогов. Основной контингент пришёл из старого здания. Это были опытные, маститые преподаватели-методисты: Райский В.А., Скачков В.М., Дудин Н.Д., Малашенко Г.А., Громова В.Г., Кротков К.Н., Аникеева О.А., Терёхина Е.П. и др. Он же пригласил на работу лучших учителей города, многие были его учениками когда-то. Делал запрос в ОБЛОНО - приезжали молодые специалисты. Через маму он узнал мой адрес и вызвал меня. Я же, только отработав на Урале 3 года и сделав 1-й выпуск, с трудом рассталась со своей стартовой площадкой и приехала в Зарайск.

Поначалу многое мне не нравилось: неустроенность быта, не было рядом близких мне друзей, в классе они девчонки, ведь на Урале я работала в основном с юношами. И тут на помощь пришли П.Н. Степнова, завуч Н.А. Бокова-Загорулько и мои молодые педагоги В.М. Колчаева, Л.В. Каданцева, а затем и Л.С. Филиппова и многие другие.

Проработав в училище 1-й семестр, я загрустила, захотелось на место прежней работы, тем более что оттуда шли телеграммы и письма с просьбой вернуться (школа без физика, без завуча по производственному обучению, квартира свободна, ребята ждут – вот такие призывы шли в мой адрес). С таким настроением я и пришла к директору. Он, выслушав меня, сказал: «Зоя, поезжай. Даю тебе недельный отпуск, уверен, что ты примешь правильное решение». Помните, «…никогда не возвращайся в прежние места…»? Поэт был прав. Я уехала, встретила там 1965 год, навестила друзей, побывала в школе, посмотрела на свою опустевшую квартиру и… решила вернуться в Зарайск, в педучилище, в котором и проработала 40 лет. А через четыре месяца на весенние каникулы в Зарайск приехал молодой преподаватель физкультуры моей уральской школы Иван Петрович Мельков и сделал мне предложение. За советом я вновь пришла к Петру Никитичу, который узнав об Иване Петровиче (отслужил в армии, окончил Свердловский спортивный техникум, мастер спорта в двух видах спорта, общественник, член КПСС), не только дал добро, но и помог организовать первую комсомольскую педагогическую свадьбу и трудоустроить жениха. Свадьбу сыграли замечательную, гуляли все члены коллектива (студенты читали стихи, пели, даже Пётр Никитич исполнил свою любимую песню «Лапти»), фотографию свадьбы поместила на свою страницу районная газета «За новую жизнь». В новом учебном 1965-1966 учебном году Иван Петрович был принят на работу в Зарайское педучилище, в котором трудился всю свою жизнь.

В 1966 году училище отметило своё 50-летие. Это событие осталось в памяти у всех. Отмечали его осенью, в конце сентября. Пётр Никитич создал совет преподавателей и студентов. Обсудили план. Празднование было долговременным, и всем хватило дел.

- Закончена посадка сада под руководством Алёнова С.Ф.

- Высажена берёзовая аллея вдоль забора у леса.

- У Беспятовской рощи с помощью энтузиастов механического завода (Онипченко Л.Д.) вырыт водоём.

- Благоустроен стадион, построены площадки (Якушев Б.А., Мельков И.П.), на стадионе проведён спортивный праздник «Нам 50»).

- Все классы придумали подарки училищу.

- Проведены встречи поколений и мн. мн. другое.

- Торжественный вечер, посвящённый 50-летию с замечательным концертом силами преподавателей и студентов ы стенах актового зала – этого никогда не забыть!

- И всё это на начальной стадии работы учебного заведения! Был такой задор, энтузиазм, радость от сделанного, такая сплочённость коллектива, - и всё это, я считаю, благодаря его руководителю!

Каким он был руководителем?

Спустя более полувека с момента моего знакомства с ним и совместной работы около 10 лет (когда я была избрана секретарём парторганизации, а затем зав. школьным отделением), я могу сказать, что это был добропорядочный, умный, внимательный и требовательный, по-отечески добрый и строгий человек.

Он был хорошим хозяйственником, видимо сыграли роль крестьянские гены. А хозяйство было большое, и работали здесь бывшие участники ВОВ и тыла. На хоз. дворе содержалась конюшня с лошадкой «Мальчиком» (конюх - Ив. Ник. Сергеев), имелся грузовик, лыжная база (лаб. Тверской Ник. Мих.), столярная мастерская (плотник Новичков Вл. Фёд.), завхозом был Курицин Ив. Гр… Вахтёрами, уборщицами работали в основном пожилые женщины – участницы трудового фронта. Этот контингент требовал особенного отношения к себе. И в педколлективе были бывшие участники ВОВ, ветераны труда, много молодёжи. Только преподавателей насчитывались около сотни, и студентов было 900 человек.

Для нас, молодых учителей и студентов Пётр Никитич был непререкаемым авторитетом. Его деятельность схожа с работой известного педагога Антона Семёновича Макаренко. А как он умел говорить! Его выступления на ученических сборах, педагогических советах, на партийных собраниях были яркими, доходчивыми, с конкретными предложениями. Он сумел сплотить большой коллектив. Всегда считал, что в училище должны работать лучшие педагоги, что все дела в училище должны быть интересными, лучшими, а выпускники ЗПУ – достойными!

Так оно и было!

Тяжёлая болезнь прервала активную педагогическую деятельность Петра Никитича. Однажды, будучи больным в день встречи выпускников (традиционно – вторая суббота июня), он пригласил меня и моего мужа Ивана Петровича в гости. Встретил он нас в садовой беседке. Я рассказала ему, как прошла встреча, кто приезжал, кто и что говорил, вспоминал, - он даже прослезился. В этот вечер он дал нам много ценных советов, обратился к нам с просьбами (о них не могу писать), которые мы выполнили, и сказал такую фразу: «Пусть каждый член нашего педколлектива гордится тем, что ему доверили учить учителей!»

Не предполагала я, что через несколько дней, в день моего рождения, буду стоять в почётном карауле у его гроба и вести траурный митинг, посвящённый его памяти.

Мелькова З.Н. – ветеран педагогического труда,

ученица П.Н. Степнова.

2017 г.

Подписи к снимкам:

8 «В» класс средней школы №1, 1956 год.

Учителя (слева направо) В.С. Шатова-Королёва, П.Н. Степнов, А.И. Вуколов, А.А. Володин.

Я – четвёртая (справа) в первом ряду.

«День именинника» - Огонёк у студентов 3 «В» курса. (Пётр Никитич был галантен и хорошо танцевал).

Встреча с Б.И. Ковзаном, совершившим воздушный таран над Зарайском в годы ВОВ.